Развитие системы электротранспорта в Перми
Развитие системы электротранспорта в Перми. Решение о строительстве в Перми трамвайной системы принято Пермской городской думой в июне 1911 г. К 1916 г. разработана схема трамвайных линий, построено здание трамвайного парка, но строительство было прервано Первой мировой и Гражданской войнами.
К созданию трамвайной сети вернулись в конце 1920-х гг. В 1929 г. проложена первая линия – от Красной площади в микрорайон Мотовилиха через микрорайон Разгуляй (где находился трамвайный парк) по улице Ленина до перекрёстка с улицей Красноуфимской (ныне Куйбышева). Первый пуск трамвая состоялся 7 ноября 1929 г. Движение по линии открыли трамвайные вагоны типа «Ф» (производства завода «Красный Путиловец», Ленинград, ныне Санкт-Петербург), переданные Московским трамвайным хозяйством.
В 1930 г. 1-я трамвайная линия продлена от Красноуфимской улицы до вокзала Пермь-2. В том же году введены в эксплуатацию пути 2-й линии, проходившей по улице Карла Маркса (ныне Сибирская) от начала улицы до Парка культуры и отдыха имени М. Горького, запущен маршрут № 2. В 1932 г. линия достроена до завода № 19 (ныне предприятие «Пермские моторы») по Сибирскому тракту.
В 1932–1933 гг. в районе вокзала Пермь-2 создано ответвление от 1-й линии через микрорайон Заимка до шпалозавода (ныне лесокомбинат «Красный Октябрь»), запущен маршрут № 3. В 1937 г. 2-я линия продлена до вокзала Пермь-1. Однопутная трамвайная линия с разъездами на остановках от улицы Карла Маркса по улицам Белинского и Громова (ныне часть улицы Куйбышева) до завода имени Калинина проложена в 1940–1941 гг., движение запущено в феврале 1941 г.
Во время Великой Отечественной войны из-за резко увеличившегося числа предприятий и, соответственно, проживающих в городе людей возросла нагрузка на трамвайную сеть. Пути использовались для перевозки раненых от вокзала к госпиталям и транспортировки грузов к заводам.
В 1956 г. построено депо № 1 «Красный Октябрь», в город стали поступать первые вагоны КТМ-1 с прицепами КТП-1 (производство Усть-Катавского вагоностроительного завода), пришедшие на смену устаревшим вагонам серий «Ф» и «Х».
На рубеже 1950–1960-х гг. вместе с развитием спальных районов и строительством новых предприятий возникла необходимость перевозки большого количества людей на значительные расстояния. В 1957 г. введена в строй линия, соединяющая улицу Громова и улицу Ленина, в 1958 г. – линия к нефтезаводу в Осенцах от улицы Пушкина через микрорайон Балатово, стремительно росший вместе с нефтезаводом. Для функционирования новых линий возведено депо № 2 «Балатово». В 1959 г. трамвайное и автомобильное движение перенесено с узкого Егошихинского моста на Северную дамбу. В 1960 г. сдана линия от завода Калинина до станции Бахаревка.
5 ноября 1960 г. в Перми запущен первый троллейбусный маршрут, следовавший по Комсомольскому проспекту от речного вокзала до Комсомольской площади. Движение открыли машины МТБ-82.
Новая трамвайная линия по улице Крупской и бульвару Гагарина до улицы Ушинского построена в 1965 г. и продлена до нового вагоноремонтного завода в 1967 г., запущен уже 11-й маршрут. В том же году введён в эксплуатацию Коммунальный мост через реку Кама, на котором проложены трамвайные пути. В декабре 1970 г. открыто трамвайное движение на правый берег Камы. Предполагалось, что линия соединит новые жилые районы с центром города, однако территория на правом берегу так и не была застроена. Трамваи на этой линии ходили только в тёплое время года и перевозили в основном дачников.
В 1970-х гг. в Пермь на замену КТМ/КТП-1 и КТМ/КТП-2 стали поступать новые вагоны КТМ-5. Линия до микрорайона Осенцы продлена до новых химических заводов в 1976 г., этот участок официально называли скоростным трамваем, по нему курсировал маршрут № 14. К 1977 г. подвижной состав окончательно обновлён, городская трамвайная сеть достигла максимального размера и состояла из 15 маршрутов.
В 1970-х гг. троллейбусная линия прошла по улице Ленина к железнодорожному вокзалу Пермь-2. Трамвайная линия перенесена на параллельную улицу Коммунистическая (ныне Петропавловская).
В 1980-х гг. трамвайная линия по улице Сибирской также частично заменена троллейбусной. Кроме того, троллейбусы начали курсировать в микрорайон Мотовилиха через Южную дамбу.
В 1980-х гг. трамваи разных маршрутов стали отмечать не только разными номерами, но и индивидуальными цветовыми обозначениями. Вагоны ходили преимущественно сцепками до трёх штук, которые могли перевозить более 500 пассажиров.
В годы перестройки несколько линий были закрыты. В 1987 г. упразднена линия на правый берег, в начале 1990-х гг. разобрана линия в южную промзону, ей на смену пришли служебные автобусы. В 1990-х гг. в Пермь стали поступать вагоны моделей КТМ-8 и КТМ-8М.
Последним крупным участком троллейбусной сети стала линия в микрорайон Парковый, пущенная в 1993 г. В дальнейшем были открыты лишь несколько коротких линий в центре города, связывавших уже существовавшие участки.
В 2000-х гг. в город прибывают первые трамваи с электронной системой управления: КТМ-19 и белорусские вагоны АКСМ 60102 (производство компании «Белкоммунмаш»). Эти вагоны имели ряд недоработок, в связи с чем периодически случались поломки. 2 июня 2012 г. из-за поломки в тормозной системе у одного из таких вагонов трамвай маршрута № 8 сошёл с рельс. Позднее эта авария получила в СМИ название «бешеный трамвай».
В начале 2010-х гг. в город поступила крупная партия из новых низкопольных трамваев модели 71-623. В то же время в городе массово начали отделять трамвайные пути от автомобильного движения, что позволило значительно сократить время следования. С 2019 г. подвижной состав стали пополнять современные низкопольные трамваи 71-911 «Львёнок» и 71-934 «Лев». В 2021 г. впервые с 1970-х гг. открыта новая трамвайная линия по улице Революции.
Из-за меньшего охвата сети пермский троллейбус оказался менее рентабелен, чем автобусы. Несмотря на это, в 2000-х гг. предприятие «Пермгорэлектротранс» неоднократно предпринимало попытки конкуренции с автобусным транспортом. Так, неоднократно вводился троллейбусный маршрут, работавший по нерегулируемому тарифу. На нём отсутствовали льготы, а стоимость проезда была сопоставима с маршрутными такси, на маршрут выдавались преимущественно новые троллейбусы, ходившие с уменьшенным интервалом. По примеру частных автобусных перевозчиков в Пермь были приобретены подержанные троллейбусы Gräf&Stift (Вена, Австрия) и DAF (Эйндховен, Нидерланды) из Европы, отличавшиеся высоким уровнем комфорта и надёжностью. Однако со временем они были выведены из эксплуатации из-за отсутствия оригинальных запчастей.
В начале 2019 г. мэр Перми Д. И. Самойлов сообщил о закрытии троллейбусной сети. Причиной закрытия стали высокая стоимость обслуживания при низкой популярности среди пассажиров, а также «визуальное загрязнение» городских улиц контактной сетью. Последний троллейбус прошёл по маршруту в Перми 30 июня 2019 г.
Самыми массовыми троллейбусами в разные годы в Перми являлись ЗиУ-5, ЗиУ-9 и их модификации (производства завода имени Урицкого, ныне Энгельсский завод электрического транспорта, Энгельс), а также мелкосерийные модели. Самыми современными моделями были низкопольные троллейбусы Тролза «Мегаполис», которые после закрытия системы переданы в Березники. Троллейбусное депо, располагавшееся на улице Куйбышева, после закрытия троллейбусного движения перепрофилировано в муниципальный автобусный парк.
По состоянию на сентябрь 2023 г. пермский городской электрический транспорт представлен только трамвайной системой. Длина сети в двухпутном исчислении составляет порядка 50 км. Действуют 9 маршрутов. Ежедневно на линию выходит 90 трамвайных вагонов.
Ведётся комплексная модернизация сети по федеральной программе модернизации электрического транспорта. До 2025 г. в Пермь должны быть поставлены 44 новых трамвайных вагона, запланированы ремонт 35 км путей, обновление 9 подстанций и реконструкция депо «Балатово».
23 ноября 2023 г. запущен первый электробусный маршрут.