Проведение аграрной политики в Танзании с 1961 г.
Проведение аграрной политики в Танзании с 1961 г. Период 1961–1967 гг. ознаменовался кардинальным поворотом в системе землепользования Танзании. В 1962 г. был принят закон, отменяющий право частной собственности на землю, установленное в период германской колонизации. Вся земля перешла в государственную собственность. Земли, принадлежавшие иностранным компаниям и отдельным колонистам, были переданы им в аренду на 99 лет без права наследования и раздела. Таким образом, была уничтожена основа для развития иностранного частного землепользования. После принятия Арушской декларации (1967) ведущая роль перешла к государству. Были национализированы крупные хозяйства, созданы новые государственные предприятия, разработана новая стратегия развития сельского хозяйства, главным принципом которой провозглашалось кооперирование крестьян на базе добровольного объединения в деревни, где они должны были вместе жить и трудиться по принципам и традициям общинной жизни («уджамаа»). Землепользование в этих деревнях было смешанным – индивидуальным и общинным. До коллективизации только 5 % сельского населения жило в крупных деревнях, а к концу 1975 г. – более 60 %. В 1969 г. насчитывалось 800 деревень «уджамаа», к концу 1980 г. более 8 тыс. деревень объединяли 14 млн человек.
С середины 1980-х гг. до середины 1990-х гг. в стране прошла череда модификаций аграрной политики и структурных изменений, включавших сокращение государственных субсидий, либерализацию импорта и продовольственного рынка, ликвидацию государственного контроля над ценами на большинство товаров, повышение цен на экспортные культуры для производителей. Был взят курс на ликвидацию государственной монополии в экспорте, реструктуризацию государственных сельскохозяйственных предприятий. Этот период характеризовался пересмотром ценовой политики государства, использованием рыночных цен в торговле продуктами сельскохозяйственного экспорта, сокращением государственного участия и контроля над производством и сбытом продукции.
Главная цель новой политики заключалась в коммерциализации сельского хозяйства, повышении его доходности. Так, в документе, принятом в 1997 г., «Политика в области сельского хозяйства и животноводства» наиболее важные положения включают: либерализацию всех сельскохозяйственных рынков и уход государственных монополий из экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, а также отказ правительства от производственных проектов; цели национального продовольственного самообеспечения в пользу продовольственной безопасности на национальном и семейном уровнях; опору на частный сектор (включая мелкие хозяйства, коммерческих фермеров и скотоводов) в производстве всех видов сельскохозяйственной продукции; децентрализацию управления сельскохозяйственными структурами; интеграцию исследований в области сельского хозяйства с распространением этого опыта на местах; принятие новой земельной политики.
Долгосрочные цели, в том числе сельскохозяйственного развития, определены в основном экономическом документе страны – The Tanzania Development Vision 2025, принятом в 1999 г. Стратегия заключается в преобразовании экономики из преимущественно аграрной, с низкой производительностью, в диверсифицированную и полуиндустриальную, с современным аграрным сектором и его высокой производительностью, обеспечивающей достаточно высокие доходы и продовольственную безопасность.
Конкретные цели аграрной политики представлены в пятилетних планах развития экономики Танзании. В первом пятилетнем Национальном плане развития (2011/2012–2015/2016) предусматривался ежегодный рост аграрного сектора в 6 %, во втором (2016/2017–2020/2021) в качестве очередных целей для аграрного сектора были определены: рост – 7,6 %, доля в ВВП – 25 %; доля в экспорте – 25 %. В третьем плане (2021/2022–2025/2026) подчёркнуто, что сельское хозяйство остаётся центральным элементом индустриализации Танзании и источником средств к существованию примерно для 65 % населения; вклад сектора в ВВП должен составлять около 27 %, доля в экспорте – 24 %.
В 2011 г. принят десятилетний (2011–2020) план по инвестированию в сельское хозяйство и продовольственную безопасность. Он действует в рамках Программы Африканского союза по всестороннему аграрному развитию Африки (CAADP) и направлен на борьбу с бедностью, нехваткой продовольствия в сельских районах и увеличение сельскохозяйственного производства. Согласно плану минимальный ежегодный рост в аграрном секторе страны должен был составить 6 %, для чего правительству следовало выделять 10 % бюджета. Среди поставленных задач основной упор делался на развитие систем орошения, повышение эффективности управления, рациональное использование водных и земельных ресурсов страны.
Планы отрасли на десятилетний период представлены в Стратегии развития сельскохозяйственного сектора (СРСС II, 2015/2016–2024/2025) и в Программе развития сельскохозяйственного сектора II (ПРСС II), принятой в июне 2018 г. Оба плана являются неотъемлемыми компонентами политики макроэкономических и структурных реформ.
СРСС II и ПРСС II в большей степени сосредоточены на увеличении объёма агрохозяйственных услуг и ресурсов для мелких фермеров, чем на развитии рыночных связей.
СРСС II является главным звеном, связывающим политику и стратегию в области сельского хозяйства с задачами, провозглашёнными правительством по сокращению масштабов бедности. Так, в качестве радикального средства уменьшения сельской бедности СРСС II рассматривает повышение доходов крестьянских хозяйств, поскольку около 50 % танзанийцев могут быть признаны бедными (с доходом менее одного доллара в день), а свыше 60 % населения страны проживают в сельской местности, где сельское хозяйство является основой их существования. В СРСС II поставлена цель сократить сельскую бедность до 24 % в 2025/2026 г.
ПРСС II ориентирована на создание благоприятных условий для частных инвестиций в сельское хозяйство. Финансирование программы осуществляется как правительством Танзании (38 %), так и иными танзанийскими и зарубежными акторами (62 %). Основная задача заключается в проведении реформы в мелких фермерских хозяйствах во всех подотраслях (земледелии, животноводстве, рыболовстве) для повышения продуктивности, в увеличении доходов фермеров и в усилении продовольственной безопасности страны.