Прялка
Пря́лка (самопрялка) (англ. distaff, spinning wheel; укр. прядка; болг. фурка), приспособление для получения нити путём прядения – скручивания её из кудели, то есть волокон льна, конопли, шерсти и другого сырьевого материала. В том или ином виде под разными названиями известна у большого количества народов с древности.
У русских для изготовления нити использовалось два вида прялок: прялка как таковая и самопрялка. Собственно прялка (были и другие её названия, например, гребень, копыл) представляет собой деревянное изделие, состоящее из вертикальной и горизонтальной частей. Горизонтальная часть имеет вид доски (обычное название – донце) и предназначается для сидения пряхи. Эта часть соединятся с вертикальной под прямым углом. Благодаря такой конструкции придавалась дополнительная устойчивость вертикальной части.
Вертикальная часть весьма разнообразна, она может представлять собой палку, двузубую вилку (рогулька), гребень с выступом, четырёхгранный брус, но чаще удлинённую плоскость разных, иногда вычурных форм (перо, личина, лопаска) или небольшую плоскость в верхней части на поддерживающей её опоре. К верхней части прялки крепилась кудель, пряха постепенно выдёргивала её и скручивала в нить, которая обычно наматывалась на веретено – круглую в сечении с утолщением в середине или ближе к одному из концов палочку длиной 35–50 см.
Самопрялка (коловорот, немецкая/голландская прялка и др.) была заимствована из Западной Европы в 17 в. Она представляет собой конструкционно довольно сложное приспособление. Основные её детали: веретено, или шпулька, вложенная в катушку с гребёнкой; подножки, приводимые в движение ногой при помощи шатуна – махалки и дающие колесу движение, которое передаётся через туго натянутую струну веретену. Весь этот механизм укрепляется на стояке; наверху одного столбика стояка находится винт, регулирующий ход веретена, другой столбик имеет гонок – кусочек кожи с отверстием, в которое вставлено веретено. Веретено самопрялки – металлический или деревянный стержень с крюком на одном конце и деревянным кругом на другом; на конец с кругом одевается катушка, на которую наматывается готовая нить; через деревянный круг, одетый на другой конец веретена, проходит струна от колеса самопрялки, приводимого в движение ножным приводом.
При прядении на самопрялке пряха дергает кудель, шпулька самопрялки, приводимая в движение подножкой и вращающимся колесом, сучит и наматывает нить. Прядение на самопрялке в несколько раз эффективнее, чем на простой прялке. При этом она была значительно дороже, сложнее в применении (людям в возрасте трудно координировать работу ног на подножке и руки, выдёргивающей кудель) и не позволяет выткать особо тонкую пряжу.
Собственно прялок выделяется два типа: цельные и составные. Цельные делались из одного куска дерева, для чего использовалась нижняя часть ствола ели с отходящим от него под прямым углом корневым отростком; будучи обтёсанными, ствол служил лопаской, а корень – донцем. Цельные прялки могли называться копылы, кокорицы, копани. Составные прялки делались из двух частей – донце и лопаска, которые соединялись посредством паза и шипа.
Прялку нередко делали в собственном хозяйстве, но для декорирования могли отдать мастеру. В местах, где были развиты художественные традиции обработки дерева и существовали условия для сбыта изделий, возникали центры прялочного производства. Прялка могла быть предметом дара: отца – дочери, парня-ухажёра – девушке, жениха – невесте, мужа – жене. Как правило, она вручалась девочке 7–8 лет, чтобы та до замужества успела напрясть (и наткать из части её материи) в таком количестве, что хватит и на подарки во время свадьбы, и на приданое. Особо красивые прялки передавались в семье из поколения в поколение.
Русские прялки при их практическом назначении в большинстве случаев были подлинными произведениями народного искусства. Они обильно декорировались (за исключением рогулек и палкообразных), орнаментом покрывалась и вертикальная часть и, обычно, донце. Орнамент наносился резьбой и росписью, нередко они сочетались в одном изделии. Резьба была различная: контурная, прорезная, выемчатая и другие, изображались геометрические фигуры – розетки, круги, ромбы, спирали, восходящие к архаической символике: круги – солярные знаки, а ромб под ними – земля-пашня. Разнообразны были сюжеты росписи с отдельными изображениями цветов, птиц, животных, людей и др. Чаще показывались жанровые сцены из быта простонародья – женские посиделки, чаепития и дворянско-помещичьего общества – кавалеры, дамы под зонтиками, мчащиеся экипажи.
По форме и декору прялки отличаются огромным разнообразием, что отражалось в их названиях – теремковые, башенки, золочёнки и др., иногда названия определялись другими факторами, так, городецкие – по названию города Городец, в окрестностях которого они изготавливались, но в Симбирской губернии они именовались лодошными, поскольку доставлялись по Волге на лодках. В каждом регионе прялки отличались очертаниями и пропорциями, характером резного или расписного орнамента, что создавало их неповторимый облик, по которому угадывалось место их происхождения.
Ярославская губерния славилась прялками-«теремами», получившими такое название потому, что на их ножках часто вырезалось изображение башни со шпилем и часами. Они имели ромбическую ажурную лопаску и широкую плоскую ножку. Плавными очертаниями красиво изогнутой лопасти они напоминают плывущего лебедя. Изображения сцен из жизни крестьян, горожан или военных дополнялись одиночными мотивами «древа жизни», солнечной розетки, цветов и трав.
В Поморье по берегам Белого моря господствовал иной вид прялок. Их лопасти отличались сильной вытянотостью, имели вид овального лепестка или расширяющейся кверху дощечки с фигурным треугольным навершием. Декор был представлен плоской, мелкой резьбой – круги, розетки и другие похожие на снежинки геометрические узоры и миниатюрные реалистические изображения рыб, морских птиц, северных оленей, коней и всадников. Специфическая черта поморских прялок – надписи, которые назывались «летописями», например, такая: «1899 года месяца апреля 6 дня делана на зимнем море были под Сосновцем в 30 верстах от земли. Прялка девицы Овдотьи Ларивоновой. Преди прялку береги за отца бога моли» (Тарановская. 1981. С.101).
Прялка занимала определённое место в обрядах и представлениях, главным образом, связываемых с женщиной, причём начиная с самого её рождения. На ней отрезали пуповину новорожденной девочки; для предохранения от ночного плача ей под люльку клали прялку; в возрасте 5–7 лет девочка должна была выпрясть первую нить, которую потом ритуально сжигали; после первой брачной ночи молодая производила ритуал прядения на подаренной свекровью прялке, чтобы «богатее жить» (Валенцова. 2009. С. 332), а в завершение свадьбы молодожёны ходили за донцем в дом молодой, и, получив его, тащили за собой на верёвочке: сколько раз перевернётся – столько и детей будет. Рождество могло называться копыльным вечером, то есть прялочным; в последний день Масленицы и на Чистый понедельник девушки катались с горок на донцах, стараясь проехать как можно дальше – тогда лён длиннее будет. Прялку запрещалось класть на стол, иначе, утверждалось «сорок грехов наживешь» (Валенцова. 2009. С. 333). Существовало поверье, что если ночью привидится кикимора с прялкой, то быть в этом доме покойнику. На ней делали надписи оберегающего характера из нескольких одинаковых букв, например «ББББ», что означает «Бич Божий Бьёт Беса», или «ДДДД» – «Дерево Добро Досада Дьяволу».