Политика зонирования в Нигерии
Поли́тика зони́рования (англ. Zoning), действующая в Нигерии политическая практика, основанная на соглашении между политическими партиями о том, что кандидаты в президенты и вице-президенты должны выдвигаться из разных (северных и южных) регионов страны, а также что домашний регион избранного президента будет чередоваться каждую каденцию (Zoning. 2019). Данная практика, предназначенная для того, чтобы в политике страны не доминировала одна территориально-этническая группа, ныне не закреплена законодательно, но в разные периоды истории страны соблюдалась участниками политических процессов и её элементы закреплялись в официальных документах.
Принцип зонирования появился в Нигерии во время Второй республики как реакция на Гражданскую войну 1967–1970 гг. с целью привести два главных политических центра страны, Север и Юг, к компромиссу и искоренить этнорегиональное доминирование в политике. В 1979 г. в конституции появилась статья, которая была направлена на создание национальных партий в противовес распространённым в предыдущие периоды региональным. За партией признавался статус федеральной в случае, если в её исполнительный комитет входили представители не менее ⅔ всех штатов федерации [The Constitution of the Federal Republic of Nigeria 1979. Pt. III. Political Parties. 203.2(b)]. В конституции также активно подчёркивалась необходимость территориально-этнического разнообразия членов политических партий. Национальная партия Нигерии (НПН) приняла эти конституционные предписания и воплотила их в принцип зонирования, применив его к выдвижению кандидатов на выборах 1979 г. (Ayoade. 2013). В качестве кандидата в президенты баллотировался северный политик Шеху Шагари, а в вице-президенты – политик с юго-востока страны, Алекс Эквуэме. В то же время председателем самой НПН был назначен южный политик, Огастес Акинлой (Falola. 2018). Победа партии на выборах 1979 и 1983 гг. популяризовала идею зонирования.
Во время национальной конституционной конференции (1994–1995), созванной после отмены выборов 1993 г. и прихода к власти генерала Сани Абача, несколько видных нигерийских лидеров предложили передавать пост президента по очереди шести геополитическим зонам Нигерии: северу, северо-востоку, северо-западу, юго-востоку, югу и юго-западу (Zoning. 2019; Bammeke. 2022). Несмотря на поддержку, в итоге было принято более простое деление на юг и север. В том числе на решение повлияло то, что исторически на юге было распространено христианство, а на севере – ислам, т. е. предполагалось, что для достижения спокойствия и благополучия государства разделение власти будет проще производить по регионально-религиозному принципу.
В дальнейшем политика зонирования продолжила существовать в качестве негласной политической практики. Она нашла отражение в конституции Народно-демократической партии, находившейся у власти в Нигерии с 1999 по 2015 гг., в пункте 7.3.c. 1-й главы (PDP Constitution. 1998). Практика зонирования продолжает выступать фактором, влияющим на политический ландшафт Нигерии. Так, в 2010 г. преждевременный уход северного политика, Умару Яр-Аду, с поста президента и замена его представителем юга, Гудлаком Джонатаном, привели к столкновениям на севере страны (Mustapha. 2019; Olumuyiwa Temitope Faluy. 2019). Практика политического зонирования остаётся дискуссионной: сторонники зонирования говорят о его связи с политической ротацией, обеспечившей сменяемость политиков, занимающих высшие государственные должности (Yakassai. 2020), в то время как противники обращают внимание на то, что данная практика не решила проблемы регионального и этнического разделения, но привела к росту коррупции, т. к. каждый кандидат стремится по максимуму помочь своему региону за время нахождения на посту (Cole. 2022).