Пиют
Пию́т (ивр. פיוט; от греч. ποιητής – творец), иудейская литургическая поэзия на иврите. Традиция сочинения песнопений, дополняющих синагогальную молитву и церемонии жизненного цикла (обрезание, свадьба и др.), возникла в Палестине в 3–5 вв. (период т. н. анонимных, или доклассических, пиютов). Для раннего пиюта характерно отсутствие рифмы, использование алфавитного акростиха, параллелизма и усложнённых эпитетов. В классический период (6–8 вв.; А. Яннай, Э. Калир и др.) особое значение приобретает фигура автора, чаще всего отражённая в именном акростихе, а также словотворчество и сложные аллюзии на мидраши. Разновидности доклассического и классического пиюта отражают его связь с синагогальным ритуалом. С 9–10 вв. самостоятельные школы синагогальной поэзии возникают за пределами Палестины: на Ближнем Востоке, в Италии, Франции и Германии. С 10 в. важнейшим центром средневекового пиюта стала Испания, во многом благодаря влиянию развивавшейся там светской поэзии на иврите. Для религиозных гимнов еврейских поэтов Испании (Соломон ибн Гебироль, Иегуда Галеви и др.) характерны использование чистого библейского иврита и личная интонация. После изгнания евреев из Испании (1492) сефардская (от Сефарад – еврейское название Испании) литургическая поэзия продолжала развиваться в общинах изгнанников в Северной Африке, странах Ближнего Востока, Йемене. Новый этап в эволюции пиюта связан с расцветом в 16–17 вв. мистического пиюта, возникшего в кругу каббалистов Цфата (Исраэль бен Моше Наджара и др.). В дальнейшем пиют получил широкое географическое распространение (практически все еврейские общины мира, а также их представители в государстве Израиль), а сферой его применения стал не только синагогальный ритуал, но и любые значимые события в жизни индивида, семьи или общины.