Переселение духоборцев в Канаду
Переселение духоборцев в Канаду. Выезду духоборцев в Канаду предшествовали гонения со стороны правительства Российской империи, в частности высылка в удалённые районы Сибири и Закавказья. В 1894 г. при воцарении Николая II духоборцы села Терпение Карсского округа Карсской области в Закавказье (ныне деревня Карахан ильче Акьяка иля Карс в Турции) отказались принять присягу монарху. Духоборцы протестовали против военной службы (противоречащей их убеждениям); в 1895 г. провели акцию массового сожжения оружия (не только в Карсской области, но и в Тифлисской и Елизаветпольской губерниях).
Л. Н. Толстой и толстовцы (В. Г. Чертков и др.) развернули кампанию в поддержку духоборцев. В 1898 г. Министерство внутренних дел дало согласие на выезд духоборцев из России. Толстой пожертвовал на оплату переезда духоборцев гонорар за роман «Воскресение». Около 7,5 тыс. духоборцев выехали в Канаду 4 партиями с декабря 1898 г. по апрель 1899 г. Второй рейс с духоборцами на борту (пароход «Лейк Супериор») непосредственно сопровождал сын писателя, С. Л. Толстой. Руководителем и идеологом группы переселенцев в Канаде был П. В. Веригин (переселился в Канаду в 1902).
Миграция духоборцев в Канаду в 1898–1899 гг. считается самой массовой миграцией организованной культурной группы в истории Канады. При этом одной из проблем оставалась ситуация с гражданством: канадские власти требовали принять подданство.
В Канаде духоборцы разместились в восточной части провинции Саскачеван. Однако после прибытия в провинцию возникли противоречия институционального характера: духоборцы не могли принять землю в частную собственность, как полагалось по законам принимающей стороны, считая возможным только общинное землепользование. В 1907 г. из-за отказа принять присягу обработанные земли духоборцев были изъяты. Тогда духоборцы выкупили земли на юге провинции Британская Колумбия, куда и переселилось около 6 тыс. членов группы.
Проживая в сельской местности, духоборцы занимались преимущественно общинным сельским хозяйством, а также производством обуви, одежды, переработкой аграрной продукции. Особенно прославилась в начале 20 в. фабрика по производству варенья в местечке Бриллиант в Британской Колумбии (Kootenay-Columbia Jam Factory), существовавшая в 1911–1943 гг. (разрушена террористами).
Некоторые противоречия между канадским законодательством и принципами жизни духоборцев продолжались десятилетиями (в том числе предпринимались попытки вернуться в Российскую империю в 1904–1907, Российскую Республику в 1917 и СССР в 1920-х гг.). Духоборцы отказывались регистрировать браки, рождения и смерти, пока их не уговорил Веригин; в некоторых случаях не хотели отдавать детей в школы; в 1929 г. протестовали против использования налогов (которые они платили) для финансирования вооружённых сил. Одна из форм протеста, получивших распространение на рубеже 19–20 вв. (и практиковавшаяся до середины 20 в.), стала широко известна благодаря своей неординарности: духоборцы устраивали демонстрации в обнажённом виде (в канадской массовой культуре встречается образ духоборцев, связанный именно с этим обстоятельством). Небольшая радикальная группа духоборцев («cыны свободы», или «свободники») в 1920–1960-х гг. практиковала поджоги школ и другие экстремальные формы протеста (которые совершались в обнажённом виде, что символизировало свободу от материальных благ). В результате протестов духоборцы были подвергнуты в 1950–1960-х гг. репрессиям. Значительное число духоборцев (мужчин и женщин) были заключены под стражу; в 1953–1959 гг. около 200 детей были отделены от родителей и помещены в специальный интернат (на базе старого туберкулёзного санатория) в местечке Нью-Денвер в Британской Колумбии.
В 2010-х гг. численность потомков духоборцев в Канаде оценивалась в 30 тыс. человек (по другим источникам, от 20 тыс. до 65 тыс. человек), однако придерживающихся принятых у духоборцев духовных практик значительно меньше (около ⅓ от общего числа духоборцев; согласно данным переписи 2011, к духоборцам как к религиозной принадлежности отнесли себя всего 2,5 тыс. человек).
Современные духоборцы проживают преимущественно в Британской Колумбии [большинство – в регионе Кутеней (Kootenay), в том числе члены наиболее крупного объединения, Союза духовных общин Христа (Union of Spiritual Communities of Christ, USCC), – во внутренних районах провинции, а члены группы «Духоборцы – сыны свободы» (Sons of Freedom Doukhobors) – в районе посёлка Крестова (Krestova)]. Отдельные группы духоборцев проживают в провинциях Саскачеван и Альберта.