Авторская школа
А́вторская шко́ла, форма инновационной образовательной практики в России в конце 20 в.; экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе творческих психолого-педагогических и/или организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин «авторская школа» употребляется с конца 1980-х гг. Появление авторской школы в СССР было связано с деятельностью педагогов-новаторов. Стимулом для её развития в Российской Федерации в конце 20 – начале 21 вв. явились децентрализация управления образованием, преодоление единообразия образовательных учреждений и провозглашение их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании», 1992, ст. 2). Принятый в 2012 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере образования утвердил предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (ст. 3). Концепции и практика авторской школы обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, её критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В роли создателей авторских школ выступают как учёные-теоретики, так и практики. Авторские школы известны, как правило, по именам их создателей («школа В. А. Караковского», «школа Е. А. Ямбурга») или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов), «школа развивающего обучения» (В. В. Давыдов), «школа самоопределения» (А. Н. Тубельский) и др. Термин «авторская школа» применяют и к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий («школа В. А. Сухомлинского» и др.).