Патрипассианство
Патрипассиа́нство (от лат. pater, род. падеж patris – отец и passio – страдание), в христианстве еретическое учение о том, что на Кресте пострадал единый Бог Отец. Патрипассианство возникло из трудности сочетания учений о едином Боге и о божестве Сына Божия, Логоса, воплотившегося в Иисусе Христе. Патрипассианство иначе называется модалистическим монархианством, которое рассматривает Лица триединого Бога всего лишь как различные проявления, модусы единой ипостаси Бога. Источниками по патрипассианству являются полемические и исторические труды Тертуллиана, Ипполита Римского, Евсевия Кесарийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Епифания Кипрского, Феодорита Кирского.
В конце 2 в. патрипассианство начал проповедовать в Риме малоазиец Праксей. Хотя, по словам Тертуллиана, Праксей «распял Отца», в то же время он отождествлял Бога с Отцом, Святым Духом и Христом, а Сына – с Иисусом, т. е. человеком и плотью. Выражение Праксея «Сын страждет, Отец состраждет» несовместимо с буквальным патрипассианством. В конце 2 в. в Смирне (ныне Измир) патрипассианство проповедовал Ноэт (Ноит). Он был осуждён местной церковью, но его последователи Эпигон и Клеомен имели успех в Риме. По их учению, единый Отец и Бог – творец всего, Сам в Себе сокровенный, невидимый, нерождённый, бесстрастный и бессмертный, по Своему желанию является миру, становится видимым, рождается от Девы, страдает и умирает.
Самый известный проповедник патрипассианства – пресвитер Савеллий, по имени которого это учение называлось на Востоке савеллианством. Около 215 г. он учил в Риме, затем его проповедь получила распространение в Ливии и Пентаполе (название Киренаики). Продолжая учение предшественников, говоривших почти исключительно о соотношении Отца и Сына, Савеллий ввёл термин «Сыноотец». Но затем в его системе нашло место и учение о Святом Духе. Бог – единая ипостась, сущность, субъект; Отец, Сын и Дух – только разные Его именования по аналогии состава человека из тела, души и духа, солнца – из «трёх энергий»: света, тепла и круглой формы. Три лица – всего лишь три модуса проявления Бога вовне, в отношении к миру. Положительное значение учения Савеллия и модализма в целом как противовес тринитарному субординационизму, весьма сильному в доникейском богословии, отмечал В. В. Болотов. Согласно Ипполиту Римскому, патрипассианству благоволили римские епископы Зефирин (198–217 или 218) и Каллист I (218–222), однако это свидетельство пристрастно, поскольку Ипполит был субординационистом. При этом, по сообщению самого же Ипполита, епископ Каллист отлучил Савеллия. В 4 в. влияние савеллианства проявилось у защитника Никейского догмата епископа Анкирского Маркелла, который был осуждён II Вселенским собором.
В 18 в. патрипассианство возродилось в учении Э. Сведенборга; в 19 в. к нему проявляли интерес теологи либерального протестантизма с его антитринитарными тенденциями.