Паровой автомобиль
Парово́й автомоби́ль, автомобиль, использующий в качестве двигателя паровую машину или паровую турбину. До начала 21 в. паровые автомобили строились на базе паровой машины. Первый паровой автомобиль создал фламандец Ф. Вербист около 1672 г. как игрушку для китайского императора. В 1769 г. Н. Ж. Кюньо применил паровую машину для нужд транспорта – построил паровую повозку.
В 1784 г. У. Мёрдок создал работающую модель паровой кареты. В 1791 г. И. П. Кулибин изготовил трёхколёсный экипаж («самокатку»). В 1801 г. Р. Тревитик сконструировал первую безрельсовую паровую повозку, способную перевозить пассажиров. В 1-й половине 19 в. в Англии появились паровые экипажи для перевозки пассажиров, которые совершали регулярные рейсы между городами. В 1860 г. А. А. Черепанов (племянник Е. А. Черепанова, см. Черепановы) создал cамоход-тягач (масса 8,1 тыс. кг, мощность 7,3 кВт, скорость до 6 км/ч), получивший название «паровой слон», который работал в течение нескольких лет в районе Нижнего Тагила; мог транспортировать по грунтовым дорогам 10 прицепов общей массой до 19 т. В 1906 г. паровой автомобиль Stanley Steamer компании Stanley Motor Carriage Company (США) установил рекорд скорости – 203 км/ч. Необходимое для движения давление пара достигалось за 10–15 мин от запуска машины. Из-за низкой эффективности паровой машины в начале 20 в. паровые автомобили были вытеснены автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.
Новые попытки (начало 21 в.) сконструировать паровой автомобиль основаны на применении паровой турбины. В августе 2009 г. установлен мировой рекорд скорости для парового автомобиля (средняя максимальная скорость болида в двух заездах составила 139,843 мили/ч, или 223,748 км/ч), который зафиксирован Международной федерацией автоспорта (FIA). Паровой автомобиль (болид), разработанный группой британских инженеров, оснащён 12 котлами, в которых вода нагревается за счёт сгорания природного газа. Из котлов пар под давлением, со скоростью, в 2 раза превышающей скорость звука, подаётся в паровую турбину. За 1 мин в котлах испаряется около 40 л воды. Общая мощность силовой установки составляет 360 л. с. (265 кВт).