Парадипломатия
Парадиплома́тия (параллельная дипломатия), публично-властная деятельность субгосударственных акторов по осуществлению ими международных и внешнеэкономических связей. Парадипломатия предполагает самостоятельное участие субнациональных или региональных акторов (региональных правительств, этнических групп и т. п.) с целью продвижения своих собственных интересов в международных отношениях.
Парадипломатия осуществляется субнациональными акторами, которые могут иметь официальное представительство (региональное и муниципальное), или стремится к формированию такового (культурные, этнические общности). Как правило, парадипломатия носит публичный характер, направлена на представление интересов субгосударственных акторов. В рамках парадипломатии происходит обеспечение интересов субгосударственных акторов (регионов государств, муниципальных образований, культурных групп и др.), которые состоят, например, в построении идентичности региона, муниципального образования или определенной этнической группы, в укреплении своего статуса как внутри страны, так и за её пределами, а также в стремлении к сецессии, обретении квазисуверенитета. Регионы, особенно имеющие собственный язык или культуру, ищут поддержку на международной арене. В качестве классических примеров можно назвать канадскую провинцию Квебек и испанскую Каталонию. Наиболее сложным в рамках дискурса о парадипломатии является вопрос, как отличить право определённых групп выражать свое право на самоопределение посредством парадипломатии от сецессионых требований.
История изучения
Исследования, посвященные роли субнациональных органов власти как международных акторов, можно разделить на 3 этапа. 1-й этап относится к 1970-м гг. и связан с политикой «нового федерализма», продвигаемой администрацией президента США Р. Никсона, и движением за независимость в Квебеке (Канада). Работы этого периода, как пишет А. Кузнецов, посвящены описанию того, как субнациональные правительства претендуют на международную компетенцию.
На 2-м этапе (1980-е гг.) обозначилось развитие теоретического поля феномена парадипломатии. Начался поиск подходящего термина, который мог бы применяться для деятельности субнациональных органов власти в международных процессах. Термин «парадипломатия» был введён в научный оборот канадским учёным П. Солдатосом, который определил парадипломатию как прямое продолжение государственной деятельности субгосударственными акторами, от государственного управления до международной деятельности (Soldatos. 1990. P. 34). Развитие данной концепции продолжил североамериканский исследователь И. Д. Духачек. По его мнению, добавление приставки «пара-» перед словом «дипломатия» адекватно отображало международную деятельность субгосударственных акторов, которая может быть параллельной, скоординированной или дополняющей политику государства, но может также и противоречить международной политике страны (Duchacek. 1990. P. 32).
Несмотря на внедрение термина «парадипломатия» в научный оборот, сама концепция до сих пор не имеет единой трактовки. Английский ученый Б. Хокинг критиковал теоретические работы Солдатоса на том основании, что термин «парадипломатия» предполагает элемент конфликта между субнациональными и национальными единицами. Предлагая альтернативный термин «многоуровневая дипломатия», Хокинг стремился указать, что субнациональные правительства «способны выполнять множество ролей на разных этапах политического процесса» и «выступать как в качестве союзников, так и в качестве противников центрального правительства в попытке достичь тех или иных целей на международном уровне (Hocking. 1993. P. 69). Канадский учёный российского происхождения А. Кузнецов отмечал, что 2-й этап исследований, посвященных парадипломатии, сместил акцент с изучения Северной Америки в Европу. В этот период исследователи акцентировали свое внимание на анализе субнациональных процессов в Бельгии, Австрии, Испании, а также на изучении процессов федерализации в Российской Федерации.
3-й этап исследований парадипломатии начался в 2000-х гг. и существенно расширил свою географию, включив в сферу анализа деятельность субнациональных акторов в Африке, Азии и Латинской Америке. Особенностью этого этапа стало в том числе то, что исследователи обратили свое внимание на проблему парадипломатии в унитарных государствах. Ранее считалось, что деятельность субнациональных акторов в международных процессах является практикой, действующей в федеративных государствах. Так, например, субнациональные органы власти в Малайзии, в соответствии с данными Ф. Ло, осуществляли парадипломатическую деятельность через свой собственный административный аппарат, поскольку центральное правительство не могло эффективно продвигать внешние интересы. В Японии, как пишет П. Джейн, правительства префектур страны напрямую участвовали в международных отношениях, чтобы избежать ограничений из-за международных санкций, с которыми Токио столкнулся после Второй мировой войны.
Новым теоретическим направлением в рамках 3-го периода в исследовании парадипломатии стала городская (муниципальная) дипломатия. Городскую дипломатию, по словам Р. Ван дер Плюма, можно рассматривать как форму децентрализованного управления международными отношениями, в которой города выступают в качестве ключевых участников, взаимодействующих с другими участниками на международной политической арене посредством двустороннего или многостороннего взаимодействия.
Теоретическую новизну исследований 3-го периода также определяет изучение «акторности» субнациональных единиц на международной арене. Под акторностью понимается способность субнациональных единиц выражать свои интересы на международном уровне. Парадипломатия зачастую является следствием наличия у субнациональной единицы отличительных черт (национальных, этнических, культурных и др.), которые выражаются в таких процессах, как построение идентичности, определение и продвижение интересов, а также политико-территориальная мобилизация. Эти процессы способны привести к формированию субнациональных правительств, стремящихся к усилению своей роли через участие в международной деятельности. Парадипломатия может служить средством формирования идентичности, помогает в реализации определенных интересов, таких как сохранение самобытности и культуры субнационального актора. Австралийский учёный А. Дж. Мохаммед полагает, что парадипломатия может рассматриваться в качестве одного из вариантов реализации права этнических групп на самоопределение, особенно когда этническая группа воспринимает себя как нацию. Эти подходы включают автономию, федерацию и конфедерацию (Иракский Курдистан).
Исследования парадипломатии в России
Российские исследования парадипломатии посвящены главным образом проблемам приграничного сотрудничества субъектов РФ. Подобный интерес исследователей можно объяснить интенсивностью указанных связей и, соответственно, наличием значительного объёма материала для аналитической работы. Б. В. Базаров понимает парадипломатию как процесс вовлечения регионов во внешнеэкономическую деятельность и международные отношения. Базаров предлагает различные варианты взаимодействия российских регионов с зарубежными странами. В качестве примера региональной парадипломатии рассматривается взаимодействие сибирских регионов с Китайской Народной Республикой (КНР) и Монголией. Региональная парадипломатия здесь определяется как участие представительств региональных предприятий во внешнеэкономических связях. Н. В. Еремина определяет парадипломатию как тренд, состоящий в том, что регионы как субгосударственные единицы постепенно выходят на международную арену. Они обретают новый голос в собственных государствах и новые возможности заявлять о своих интересах, планах и целях во внешнем мире. Н. В. Яковлева, И. М. Левкин понимают парадипломатию как одну из форм трансграничного сотрудничества, которая характеризуется взаимодействием между административно-территориальными единицами двух государств, минуя границы. В качестве примера парадипломатии авторы рассматривают сотрудничество земель Федеративной Республики Германии (ФРГ) и субъектов РФ, в частности между Немецкими национальными районами (ННР) РФ Алтайского края и Омской области. Алтайский край имеет двустороннее соглашение с правительством ФРГ, а Омская область реализует отношения в большей степени неформально. Направления сотрудничества включают поддержку малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций, образовательные и культурные связи.
Российская политическая наука исследует данный феномен достаточно ограниченно. Парадипломатия изучается преимущественно в контексте межрегионального сотрудничества, международных, внешнеэкономических связей регионов и трансграничного сотрудничества.