Опадчий Фёдор Фёдорович
Опа́дчий Фёдор Фёдорович [1(14).1.1907, село Ротовка Холопковской волости Глуховского уезда Черниговской губернии, ныне Путивльский район, Сумская область, Украина – 10.4.1996, Москва], советский военный лётчик, полковник (1948), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), Герой Советского Союза (1957). Одним из первых в СССР применил в боевых условиях бомбометание с пикирования.
В 1920 г. окончил 4 класса сельской школы, в 1925 г. – профтехшколу в г. Глухов (ныне Сумская область). Работал слесарем-механиком на сахарном заводе.
В армии с 1929 г. До февраля 1930 г. служил красноармейцем в 6-м авиапарке (Ленинградский военный округ). В 1931 г. окончил Школу пилотов Ленинградского военного округа в г. Красногвардейск (ныне г. Гатчина Ленинградской области) и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. В 1932–1933 гг. лётчик-инструктор Луганской военной авиационной школы лётчиков. С марта 1933 г. лётчик в строевых частях Военно-воздушных сил (ВВС) Рабоче-Крестьянской Красной Армии в Московском военном округе.
В 1936–1943 гг. лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (ныне Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова). Участвовал в государственных испытаниях бомбардировщиков СБ, ДБ-3 и других самолётов, отрабатывал бомбометание с пикирования.
Участник советско-финляндской войны: в 1939–1940 гг. командир авиаэскадрильи 85-го бомбардировочного авиационного полка. Совершил 21 боевой вылет на бомбардировщике ДБ-3, одним из первых в стране применил в боевых условиях бомбометание с пикирования.
В июне – июле 1941 г. провёл государственные испытания бомбардировщика АНТ-58 (прототип бомбардировщика Ту-2).
Участник Великой Отечественной войны: в июле – августе 1941 г. заместитель командира 410-го бомбардировочного авиационного полка (Западный фронт). Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии. Совершил 9 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. В сентябре 1941 г. занимался формированием 187-й отдельной корректировочно-разведывательной авиаэскадрильи, состоящей из немецких самолётов и Пе-2. После тяжёлой аварии длительное время находился на лечении и смог вернуться к испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС в мае 1942 г.
В 1943–1945 гг. лётчик-испытатель опытно-конструкторского бюро (ОКБ) В. М. Мясищева. Провёл испытания дальних бомбардировщиков ДВБ-102 и ДБ-108, а также самолёта ДИС (дальний истребитель сопровождения, созданный на основе одной из модификаций Пе-2).
В 1946–1951 гг. лётчик-испытатель ОКБ А. Н. Туполева. Выполнил первые полёты и провёл испытания дальних бомбардировщиков Ту-2Д и Ту-80, торпедоносцев Ту-2Т и Ту-14, пассажирского самолёта Ту-70, опытных самолётов Ту-16 и Ту-18. Принимал участие в испытаниях опытных самолётов: Ту-2 с моторами АШ-83, Ту-8, Ту-7, Ту-4Т, Ту-4К, Ту-4Ш, Ту-4Д, Ту-14Р, Ту-10 и Ту-22.
В 1951–1957 гг. лётчик-испытатель вновь созданного ОКБ В. М. Мясищева. В 1953 г. выполнил первый полёт на реактивном стратегическом бомбардировщике М-4 и провёл его испытания (за что в 1957 был удостоен Ленинской премии). В последующем участвовал в испытаниях реактивного стратегического бомбардировщика 3М.
С декабря 1957 г. в запасе. После ухода с лётной работы до 1960 г. продолжал трудиться в ОКБ В. М. Мясищева методистом.
Награждён орденами Ленина (1955, 1957), Красного Знамени (1940, 1947, 1948, 1950, 1957), Отечественной войны 1-й степени (1944, 1985), Красной Звезды (1939, 1944), медалями.
Похоронен в Москве на кладбище посёлка Ракитки.
В г. Глухов Сумской области на здании бывшей профтехшколы, где он учился, установлена мемориальная доска.