Олиба
Оли́ба (Олива, лат. Oliba) (около 971 – 30.10.1046, монастырь Сан-Микель-де-Куша, Каталония, ныне департамент Восточные Пиренеи, Франция), религиозный деятель, аббат монастырей Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Микель-де-Куша (с 1008), епископ г. Вик (с 1018).
Третий сын Олибы Кабреты (умер в 990), графа Бесалу, Берги, Валлеспира, Капсира, Риполя и Серданьи (Каталония), и Эрменгарды (умерла в 1001), дочери Гаусберта, графа Ампурьяса. Будучи праправнуком графа Вифреда I Мохнатого (умер в 897), 1-го фактически независимого от Каролингов правителя земель, входивших в Испанскую марку, Олиба состоял в родстве со всеми графами Каталонии и правителями многих княжеств Южной Франции. Его дядя Миро был одновременно графом Бесалу и епископом Жероны (на кафедре в 970–984), младший брат Беренгер – епископом Эльна (на кафедре в 993–1003), а племянник Вифред – архиепископом Нарбона (на кафедре в 1019–1079), печально известным склонностью к коррупции и симонии. После того как в 988 г. его отец удалился в монастырь Монтекассино, Олиба до 993 г. находился под опекой матери, затем стал самостоятельно править графствами Берга и Риполь. В 1003 г., передав свои владения старшим братьям, он принял постриг в монастыре Санта-Мария-де-Риполь (ныне провинция Жерона, автономное сообщество Каталония, Испания). Неясно, в какой мере этот шаг был обусловлен призванием к монашескому служению, а в какой – стремлением избежать дальнейшего дробления семейных владений.
В 1008 г. Олибу избрали аббатом этой обители, а чуть позже, в том же году, он стал настоятелем монастыря Сан-Микель-де-Куша (в области Руссильон, ныне коммуна Кодале, департамент Восточные Пиренеи, Франция). Олиба способствовал распространению в этих монастырях «обычаев» (consuetudines), характерных для монастырей Клюнийской конгрегации. В 1011 г. он отправился в паломничество в Рим, где получил от папы Сергия IV (понтификат 1009–1012) буллы с подтверждением имущественных прав возглавляемых им монастырей. В 1009 г. Олиба принял деятельное участие в обустройстве монастыря Сан-Марти-дель-Каниго (Сен-Мартен-дю-Канигу), основанного его братом графом Вифредом и расположенного неподалёку от Сан-Микель-де-Куша. Фактически он был 1-м настоятелем Сан-Марти-дель-Каниго вплоть до 1014 г., когда монашеская община стала достаточно многочисленной, чтобы избрать собственного аббата. Впоследствии Олиба реформировал аббатство Сан-Микель-де-Флувия (Эмпорда, близ Жироны), вошедшее в конгрегацию монастырей во главе с Сан-Микель-де-Куша, а в 1022 или 1023 г. основал обитель Санта-Мария-де-Монсеррат и подчинил её аббатству Санта-Мария-де-Риполь. Реконструировал главный храм монастыря Санта-Мария-де-Риполь (1032) и кафедральный собор города Вик, освящённый в честь апостолов Петра и Павла (1038), участвовал в восстановлении разрушенных сарацинами храмов в Кардоне (1019) и Манресе (1020). Олиба поощрял изучение и переписывание книг; возможно, по его поручению делались переводы с арабского языка на латинский. Скрипторий аббатства Санта-Мария-де-Риполь, действовавший уже в 10 в., получил при нём дальнейшее развитие, существенно пополнилась также монастырская библиотека, одна из самых богатых в Западной Европе того времени. Олиба предпринимал усилия для прославления и упорядочения культа некоторых местных святых, в том числе живших в 3 в. епископов Павла Нарбонского и Нарцисса Жеронского.
Олиба был близок к семье графов Барселоны, был их советником и получал от них поддержку. Его влияние было наибольшим при графине Эрмесинде Каркасонской, вдове Рамона Борреля и матери Беренгера Рамона I (правил в 1021–1035), управлявшей графством в малолетство сына (1017–1021), а затем и внука Рамона Беренгера I (1035–1039) и игравшей важную роль в каталонской политике вплоть до своей смерти в 1058 г. При её решающем содействии в 1018 г. Олиба стал епископом г. Вик (ныне автономное сообщество Каталония), сохранив под своим управлением указанные выше монастыри. С этого времени его влияние в Каталонии заметно выросло. К Олибе обращались за советом и другие правители христианских государств Пиренейского п-ова и Лангедока, в том числе король Санчо III Наваррский (в 1023). Олибе не раз приходилось улаживать территориальные конфликты каталонских сеньоров, в том числе ближайших родственников, и он сам неоднократно выступал в судах истцом, защищая интересы вверенных ему церковных институций. Современные исследователи ставят под сомнение его полную объективность: по крайней мере, в начале своего церковного служения он порой бывал пристрастен в принимаемых решениях, т. к. в них чаще, чем можно было ожидать от арбитра, учитывались интересы отдельных монастырей и светских сеньоров, так или иначе связанных с семьей Олибы. В 1010 г. Олиба имел отношение к организации успешного похода каталонских графов на Кордову, закончившегося разгромом Кордовского халифата, но степень его участия в этом событии и его влияния на происшедшее, по-видимому, преувеличивалась позднейшей традицией.
Особую известность Олибе принесло участие в движении за «Божий мир». В 1022 г. он выступил на диоцезальном совете в г. Эльн (графство Руссильон, ныне департамент Восточные Пиренеи) с предложением запретить военные действия в воскресные и праздничные дни, а также во время Великого поста и гарантировать неприкосновенность храмов и других освященных территорий, в том числе безопасность всем пытавшимся найти в них прибежище. Усилиями Олибы в 1027 г. в Тулуже (графство Руссильон) было объявлено «Божие перемирие» (лат. treuga Dei). По-видимому, первоначально это установление касалось только епископства Эльна. В 1033 г. Олиба ввёл его в епископстве Вика, вскоре «Божие перемирие» было принято по всей Каталонии. Это был один из первых успешных примеров ограничения феодальных междоусобиц и частных войн в Западной Европе 11 в.
Олиба был похоронен в монастыре Сан-Микель-де-Куша, впоследствии могила была утрачена. К 900-летию кончины Олибы (1946) в зале капитула аббатства Монсеррат был установлен его кенотаф.
Олиба считается одним из «духовных отцов» Каталонии. Обладая исключительным влиянием на церковно-политическую ситуацию в регионе, он укреплял позиции церковной иерархии, и прежде всего бенедиктинского монашества. Активная строительная деятельность, которую вёл Олиба, способствовала распространению в Каталонии романского стиля; основанный им монастырь Монсеррат впоследствии стал важнейшей каталонской святыней. Заметное влияние на развитие каталонской средневековой культуры оказали скриптории монастырей, которые основал или реформировал Олиба; в них не только работали с рукописями, но и создавали новые литературные сочинения, например Рипольские хроники. Сохранились его латинские проповеди о местных святых, три небольшие латинские поэмы, надгробный панегирик графу Рамону Боррелю и эпитафии графам, похороненным в монастыре Санта-Мария-де-Риполь. Несмотря на впечатляющий вклад аббата в укрепление в Каталонии позиций католической Церкви и его многообразные заслуги перед своей страной, Олиба не был канонизирован.