Обращение гражданина (легальная дефиниция)
Обраще́ние граждани́на, направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа [в т. ч. с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»] предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления [п. 1 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон № 59-ФЗ)].
В письменном обращении гражданин в обязательном порядке должен указать наименование государственного органа или органа местного самоуправления (в которые направляет письменное обращение) либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения. При этом гражданин в своём обращении должен изложить суть предложения, заявления или жалобы, поставить личную подпись и дату, а при необходимости – приложить документы и материалы (их копии). При направлении обращения в электронном виде гражданин должен указать свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) и адрес электронной почты для ответа или уведомления. Приобщить необходимые документы и материалы заявитель может в электронном виде (ст. 7 Закона № 59-ФЗ).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие обращение, должны обеспечить его объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет о его переадресации (ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ).
Обращение гражданина в некоторых случаях может остаться без ответа. Так, например, ответ не направляется, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; если текст письменного обращения не поддаётся прочтению; если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы (части 1, 4, 4.1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ).
Обращение рассматривается в течение 30 дней (за некоторым исключением, предусмотренным в ч. 1.1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ), в исключительных случаях указанный срок может быть продлён не более чем на 30 дней (части 1, 2 ст. 12 Закона № 59-ФЗ).