«Новое учение о языке»
«Но́вое уче́ние о языке́» (яфетидология, яфетическая теория), теоретическая концепция, выдвинутая в 1923 г. Н. Я. Марром. В основе «Нового учения о языке» лежат три положения. Первое состоит в том, что не существует языкового родства и семей языков, языки не дробятся, а только скрещиваются; языки развиваются от первичного множества (каждый язык и диалект возникал независимо от остальных) до будущего всемирного языка. Второе положение заключается в том, что все языки с разной скоростью проходят одни и те же стадии развития, каждый стадиальный переход обусловлен социально-экономическими причинами. В соответствии с третьим положением, все языки возникли независимо друг от друга из одних и тех же четырёх элементов («диффузных выкриков» первобытных людей) САЛ, БЕР, ЙОН, РОШ, которые затем по-разному комбинировались, претерпевали фонетические изменения и получали грамматическое оформление; однако в каждом языке, включая современные, можно обнаружить следы этих элементов («лингвистическая палеонтология» в понимании Марра). «Новое учение о языке» применялось Марром и его последователями к истории различных языков, некоторые его положения использовались и учёными других специальностей: археологами, этнологами, историками, занимавшимися исследованием первобытного общества. Оно претендовало на роль «новой науки», призванной заменить ранее существовавшее языкознание.
«Новое учение о языке» сочетало отдельные положения языкознания 19 в. (скрещение языков, стадии, лингвистическая палеонтология) с фантастическими утверждениями. Те или иные идеи Н. Я. Марр доводил до абсурда. Например, лингвистическая палеонтология понималась языкознанием как реконструкция реликтов прежних состояний языка, а Марр дополнил её недоказуемой идеей четырёх элементов. Стадии развития языка у В. фон Гумбольдта и других исследователей расценивались как отражение стадий человеческого мышления в грамматическом строе языков, а Марр выдвинул идею об отражении социально-экономического развития в материальном облике слов (например, каждый народ на определённом уровне такого развития должен называть воду su, как в ряде тюркских языков). «Новое учение о языке», особенно к концу жизни Марра, могло включать в себя любые фантастические утверждения: о расколе Европы на католиков и протестантов с первобытного времени, о немецком языке как «преобразованном революционным взрывом сванском» и т. д. Положения «нового учения о языке» не подтверждены фактическим материалом и во многом относятся к дилетантской науке (несмотря на основательную подготовку Марра в области грузинской и армянской филологии). Сам создатель «нового учения о языке» в многочисленных работах не смог дать его связного изложения. Наиболее систематически его сформулировал ученик Марра И. И. Мещанинов (1929), однако в таком виде особенно ясно видна априорность и недоказуемость яфетидологии.
С конца 1920-х гг. «новое учение о языке» по вненаучным причинам было объявлено в СССР «марксизмом в языкознании» (хотя оно далеко от идей К. Маркса и Ф. Энгельса) и официально поддерживалось в ущерб развитию научного, особенно исторического и сравнительно-исторического, языкознания. После смерти Н. Я. Марра И. И. Мещанинов и другие его последователи при внешней верности идеям «нового учения о языке» отошли от его наиболее ненаучных положений. Яфетидология подверглась резкой критике в работе И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» (1950), после чего была отвергнута и более не возрождалась.