Норвегия. Хозяйство. Сфера услуг
Сфе́ра услу́г Норве́гии. Важнейший сектор норвежской экономики. Общее число предприятий около 390 тыс. (2019; учёт ведётся по каждому виду деятельности: так, одно предприятие, осуществляющее консалтинговые и аудиторские услуги, учитывается за два), число занятых около 2,2 млн человек (2021). Ведущие позиции (по числу занятых) занимают следующие сектора: административное управление (основные работодатели – учреждения государственного и регионального уровня), общественные и социальные услуги [включая здравоохранение, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и образование], оптовая и розничная торговля, деловые и профессиональные услуги, туристический бизнес, финансовая деятельность, операции с недвижимостью.
В начале 21 в. активно развивается сектор НИОКР. При высоких абсолютных показателях расходов на НИОКР (свыше 7 млрд долл. в 2019; свыше 7,5 млрд в 2009; 4,3 млрд в начале 2000-х гг.) доля сектора в ВВП страны (2,2 % в 2019; 1,8 % в 2009; 1,6 % в 2001) – самая низкая среди Скандинавских стран. 52 % работ ведётся на базе промышленных предприятий, 28 % – в исследовательских учреждениях, 20 % – в вузах. На образование тратится 7,6 % ВВП (2018), на здравоохранение – 10 %, на оборону – 1,9 % (2020; 1,7 % в 2018).
Норвегия, наряду с другими странами скандинавского региона, один из пионеров в области оказания государственных цифровых услуг. Первый пакет документов, посвящённых электронному правительству, сформирован в начале 1980-х гг. Однако расцвет цифровых решений пришёлся на более поздний период, 2000–2015 гг., когда в стране приняли целый ряд программ развития информационного общества и цифрового правительства (eNorway plans). В этот период сформированы основополагающие механизмы цифрового взаимодействия государства с гражданами (например, цифровая почта Digital postkasse) и бизнес-сообществом, создана соответствующая законодательная база. Первоначально функции реализации цифровых программ возлагались на Министерство местного самоуправления и модернизации. Для решения актуальных задач и преодоления разрывов в цифровом развитии в 2020 г. создано специализированное Норвежское агентство по цифровизации (Digdir). Действует цифровая платформа для доступа ко всем услугам государственного сектора Norge.no.
По данным европейского исследования Digital Economy and Society Index (DESI), в 2020 г. Норвегия оказалась на уровне других стран скандинавского региона (Финляндии и Швеции) – лидеров в Европейском союзе по уровню развития цифровой экономики.
Сектор финансовых услуг насчитывает около 16,5 тыс. организаций (2019), 134 государственных и частных коммерческих банка [2020; функции центрального банка страны выполняет Norges Bank (1816; штаб-квартира в Осло)]; среди крупных банков – DNB (1822; штаб-квартира в Осло), SpareBank 1 SR-Bank (1839; штаб-квартира в Ставангере), норвежское отделение финского банка Nordea; 131 страховая компания (2019), около 90 кредитно-ипотечных организаций, свыше 444 инвестиционных фондов (2019).
Опережающими темпами развивается сектор деловых и профессиональных услуг. Норвегия, имея давние традиции в судоходстве и активно разрабатывая шельфовые месторождения нефти и газа, специализируется на предоставлении профильных международных услуг: транспортных (морские грузовые перевозки – главным образом танкерные, в основном нефти, нефтепродуктов, газа, химических продуктов; паромные, круизные перевозки пассажиров), в области морского консалтинга (включая проектно-конструкторские работы в судостроении, разработку морских инженерных технологий, техническое консультирование), а также услуг по обслуживанию морской нефтедобычи и газодобычи (включая обеспечение необходимых поставок, а также осуществление сейсморазведки, различных инженерно-технических исследований, в том числе по оценке безопасности). Возрастает международное значение такого сегмента, как услуги в области гидротехнических, горнорудных технологий, лова, разведения и переработки рыбы и морепродуктов.
Туристический бизнес обеспечивает около 9,0 % ВВП (около 6,5 % занятых в экономике в 2017; около 2,7 тыс. предприятий в 2019), является одним из приоритетных направлений сферы услуг. Для увеличения притока иностранных туристов с начала 2000-х гг. осуществляются масштабные рекламные программы. Важное значение для привлекательности Норвегии имеет действующее Право общего доступа к природе: гражданам, в том числе иностранным, разрешено свободно перемещаться по невозделываемым территориям, включая частные владения (если нет специальных ограничений).
В развитии современного туристического рынка большое значение имеет как внутренний туризм (69 % от общего числа турдней), так и международный (31 %). В 2021 г. в Норвегии функционировало около 900 гостиниц с общим числом мест около 178 тыс.; количество зарегистрированных ночёвок составило свыше 27 млн, в том числе около 24 млн – норвежцы, около 3 млн – иностранцы. Среди посещающих Норвегию иностранцев преобладают немцы (24 %), шведы (11 %), поляки (9 %), датчане (8 %), голландцы и англичане, предпочитающие останавливаться в крупных сетевых отелях (представлены международными брендами – Radisson Blu и др., а также скандинавскими Scandic, Thon Hotels и др.). Среди специальных услуг – размещение в сезонных ледяных гостиницах, рыбацких хижинах (рорбу), проживание в маяке. Норвежцы, как правило, выбирают семейные мини-гостиницы, хостелы, кемпинги. Основные виды туризма: культурно-познавательный (наиболее часто посещаемые туристами города – Осло и Берген; особой популярностью пользуются морские экскурсии, главные объекты – фьорды Люсе-фьорд, Согне-фьорд, Хардангер-фьорд, Глом-фьорд, Гейрангер-фьорд, Тролль-фьорд и др., горные водопады и озёра), спортивный [в том числе горнолыжный (крупные курорты Ейлу, Лиллехаммер, Хафьелль, Трюсиль, Хемседал в центральной и восточной части страны), охота (в том числе на лосей, пятнистых оленей, косуль, куропаток; развивается «северная охота» на тюленей) и рыбалка (озёрная, речная, морская), парусный спорт], экологический.
Всё больший интерес Норвегия вызывает у любителей экстремального туризма, включая спелеотуризм (путешествие по пещерам; главный район – фюльке Нурланн), рафтинг (сплав по порожистым рекам на больших надувных судах) и ривербординг (сплав по бурным рекам лёжа на доске с ластами на ногах), каньонинг (путешествие по горным ущельям), восхождение на ледники (главным образом на Шпицбергене и в фюльке Вестланн, Нурланн).
Значительная часть средств Государственного пенсионного фонда направляется в качестве инвестиций в новые и новейшие технологии. Один из наиболее динамично развивающихся секторов – информационные и коммуникационные технологии. В начале 2020-х гг. развитие информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) – приоритетное направление экономики Норвегии. Крупной компанией-локомотивом, на которую приходится львиная доля достижений в области ИКТ Норвегии, является Telenor Group (1855; штаб-квартира в Форнебу; один из крупнейших операторов сотовой связи в мире; свыше 188 млн абонентов в 2020).
ИТ-сфера развивается преимущественно за счёт создания технопарков и инновационных парков. Норвегия обладает разветвлённой сетью технопарков от локального масштаба до международного [крупнейший технопарк Oslotech (1986) расположен в столичном регионе Осло]. Практически каждое крупное предприятие ориентировано на создание исследовательского центра или на работу с научными и исследовательскими центрами (ИТ-подразделения компаний Equinor, Norsk Hydro и др.). Успех североевропейского и, в частности, норвежского ИТ-сектора основан на использовании «модели тройной спирали» (Triple Helix Model), предполагающей тесное сотрудничество между участниками разработок новых технологий: государственными научно-исследовательским центрами, университетами и частными организациями, что значительно сокращает период внедрения инноваций.
В 2020 г. функционировало свыше 25 тыс. предприятий (всего около 85 тыс. сотрудников), специализирующихся преимущественно в области телекоммуникаций, программного и технического обеспечения, промышленной электроники и консалтинговых услуг. Большинство ведущих компаний сосредоточено в столичном регионе, в том числе Opera Software (1995; штаб-квартира в Осло; программные продукты), Kongsberg Gruppen (1814; штаб-квартира в Конгсберге; разработка и производство высокотехнологичных систем для военных целей, морского судоходства). Среди ведущих операторов связи Норвегии – Telenor Group, Bitpro (2007; штаб-квартира в Осло; сотовая связь, IP-телефония, цифровое ТВ, высокоскоростной интернет), шведские Eltel Networks (стационарная и мобильная связь, предоставление скоростных каналов доступа в Интернет и др.) и Tele2. Тесно связана с ИТ-сектором компания Eltek (1971; штаб-квартира в Драммене; производство энергетических систем для обеспечения бесперебойной деятельности телекоммуникационных сетей). Действует норвежское отделение сингапурской компании Nera Telecommunications (предоставление микроволновой и спутниковой связи). Динамично развивается строительство и сопутствующие услуги в области архитектуры и ландшафтного дизайна.