Низон Пауль
Низо́н Па́уль (Paul Nizon) (род. 19.12.1929, Берн), швейцарский писатель, историк искусства. Член Немецкой академии языка и поэзии (2011).
Отец – химик-изобретатель русского происхождения, эмигрировавший из Риги; мать – швейцарка. Окончил классическую гимназию в Берне (1950). Изучал историю искусств, археологию и историю немецкой литературы в Бернском университете (1951), в 1952 г. продолжил учёбу в Мюнхенском университете. Защитил диссертацию о живописи В. Ван Гога (Берн, 1957). Работал ассистентом в музеях Базеля (1957–1959) и Берна (1959). В 1960 г. стипендиат Швейцарского института в Риме. В 1961 г. возглавлял отдел искусства в редакции Neue Zürcher Zeitung («Новая цюрихская газета»). В 1962–1963 гг. принимал участие во встречах «Группы 47». В 1964–1971 гг. публиковал критические заметки об искусстве в периодических изданиях Weltwoche («Неделя в мире»), Zürcher Woche («Цюрихская неделя») и др. C 1977 г. живёт в Париже.
Дебютировал сборником коротких прозаических набросков «Скользящие площади» («Die gleitenden Plätze», 1959). Творчество Низона отличают автофикциональность, внимание к собственной внутренней жизни, исповедальность, лиризм, для языка характерна звукопись. Самое значительное произведение – роман «Сanto» (1963, русский перевод 2004). Почти бессюжетное повествование представляет собой монолог, обращённый к покойному отцу и отразивший впечатления автора от пребывания в Риме.
Сборник «Дискурс в тесноте. Эссе о швейцарском искусстве» («Diskurs in der Enge. Aufsätze zu Schweizer Kunst», 1970) посвящён важной для писателя теме ухода, побега из Швейцарии, духовное пространство которой оказывается тесным для человека искусства. В автобиографической книге «В доме заканчиваются истории» («Im Hause enden die Geschichten», 1971) обратился к событиям своего детства и юности. Ограниченность и крайняя духовная несвобода на фоне внешнего материального благополучия, характеризующие атмосферу родительского дома, свойственны, по мнению автора, жизни и его родного города, и Швейцарии в целом.
Центральный персонаж повести «Погружение. Протокол одной поездки» (Untertauchen. Protokoll einer Reise, 1972; Премия К. Ф. Мейера, 1972; русский перевод 2001) наделён существенным биографическим сходством с автором. Герой-журналист приезжает в Барселону, где переживает любовное увлечение. Вернувшись на родину, он полностью меняет свою жизнь и становится писателем.
Роман «Штольц» («Stolz», 1975; Литературная премия города Бремен, 1976; русский перевод 2001) – единственная книга Низона с отчётливо выраженным сюжетом и подробно прорисованным главным героем. Её основной персонаж, Иван Штольц, окончив университет, создаёт семью и пытается завершить диссертацию о творчестве Ван Гога. Вскоре он оставляет семейную жизнь и научные занятия, предпочитая практической деятельности творческие поиски. Герой умирает, так и не успев раскрыть свой талант.
В романе «Год любви» («Das Jahr der Liebe», 1981, русский перевод 2001) описана жизнь швейцарского эмигранта в Париже. Главная тема фрагментарного повествования – экзистенциальные поиски героя, обретение им своего «я». Книга насыщена размышлениями о сути литературного творчества. Сборник «В брюхе кита. Каприччио» («Im Bauch des Wals. Caprichos», 1989, русский перевод 2001) включил окрашенные абсурдным юмором вольные размышления о жизни, смерти, любви и одиночестве.
Дневниковые записи, которые Низон периодически вёл, начиная с 1960-х гг. и которые назвал «журналами», отражают раздумья Низона о писательском ремесле, литературе, любви: «Первое издание чувств» («Die Erstausgaben der Gefühle. Journal 1961–1972», 2002), «Сценарий любви» («Das Drehbuch der Liebe. Journal 1973–1979», 2004), «Записки курьера» («Die Zettel des Kuriers. Journal 1990–1999», 2008), «Подделка документов» («Urkundenfälschung. Journal 2000–2010», 2012), «Гвоздь в голове» («Der Nagel im Kopf. Journal 2011–2020», 2021).
Герой романа «Мех форели» («Das Fell der Forelle, 2005», русский перевод 2008), Франк Штольп получает в наследство небольшую квартиру в Париже, что, однако, не приносит ему радости; не складываются и любовные отношения. Он бродит по парижским улицам, медленно погружаясь в безумие.
Премия швейцарского Шиллеровского фонда (1982). Премия немецких критиков (1982). Премии Марии Луизы Кашниц (1990), Эриха Фрида (1996). Кранихштайнская литературная премия (2007). Австрийская государственная премия по европейской литературе (2010). Большая литературная премия Швейцарии (2014).
Награждён французским орденом Искусств и литературы (1988).