Никита (митрополит Киевский)
Ники́та (ум. 9.3.1126), русский церковный деятель, митрополит Киевский (1122–1126). По происхождению грек.
До поставления в митрополиты, возможно, занимал должность хранителя книг и документов (хартофилакса) и был диаконом собора Святой Софии в Константинополе (Мусин А. Е. Загадки дома Святой Софии. Санкт-Петербург, 2016. С. 68). Поставлен в Константинополе патриархом Иоанном IX Агапитом.
Прибыл в Киев в 1122 г. [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. 1997. Стб. 292; Т. 2. 1998. Стб. 286]. По всей видимости, именно приходу нового митрополита [хотя нельзя полностью исключить, что оно относится к епископу Новгородскому (1096–1109) Никите] посвящено граффито некоего Судилы на стене киевского Софийского собора: «Месяца октября в 15 день при(ш)ьлъ Никита» [Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской. Киев, 1976. № 112. С. 38–39, 211, 214, 286–287 (таблицы XVIII–XIX); Зализняк А. А. К изучению древнерусских надписей // Янин В. Л. Новгородские грамоты на бересте / В. Л. Янин, А. А. Зализняк, А. А. Гиппиус. Москва, 2004. Т. 11. С. 271–272. № 112 (уточнённое прочтение надписи)]. Вероятно, доставил в Киев частицу мощей (палец правой руки) святого Иоанна Предтечи (Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1907. Т. 82, № 4. С. 56–57; Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII – первой трети XV веков. Москва, 2009. С. 340–341; см. также: Флоря Б. Н. К генезису легенды о «дарах Мономаха» // Древнейшие государства на территории СССР. 1987. Москва, 1989. С. 185–188; Письменные памятники истории Древней Руси. Санкт-Петербург, 2003. С. 220–221). Святыня была помещена в церковь во имя святого Иоанна Предтечи на реке Сетомль в Киеве, которую представляется возможным отождествить с церковью «святаго Ивана в Копыреве конци», заложенной киевским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом в 1121/1122 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 286; Карпов А. Ю. Перенесение перста св. Иоанна Крестителя из Византии на Русь в контексте византийской политики Владимира Мономаха // Карпов А. Ю. Исследования по истории домонгольской Руси. Москва, 2014. С. 150–151). Передача святыни византийской стороной увязывается с русско-византийским миром (заключён не позднее 1121–1122, завершил начавшийся в 1116 военный конфликт между сторонами), который был скреплён браком внучки Владимира Мономаха, дочери его старшего сына, белгородского князя Мстислава Владимировича, и «ц(еса)ря» (предположительно, Алексея, старшего сына и соправителя императора Иоанна II Комнина).
Возглавил хиротонии Симеона в епископа Владимира (Волынского) (1123); игумена монастыря святого Иоанна в Переяславле (Русском), Марка (Маркела), – в епископа Переяславского (4 октября 1125), а также, вероятно, – неизвестного по имени нового епископа Черниговского после смерти 6 августа 1123 г. епископа Феоктиста.
По всей видимости, возглавлял в мае 1125 г. отпевание киевского князя Владимира Мономаха, хотя имя митрополита в летописных известиях об этом событии отсутствует.
Сохранилась печать, атрибутируемая с наибольшей вероятностью Никите. На одной её стороне изображён поясной образ Богоматери «Знамение», а на другой имеется греческая надпись в четыре строки: «+Σφραγι[ς] Νικητα Ρωσιας επισκοπου» («+Печать Никиты епископа Росии») (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3. / В. Л. Янин, П. Г. Гайдуков. Москва, 1998. С. 28, 118, 261. № 47а).