Ниеми Микаэль
Ние́ми Ми́каэль (Mikael Niemi) (род. 13.8.1959, посёлок Паяла, лен Норрботтен), шведский писатель, общественный деятель.
Отец – турнедальский финн, полицейский; мать – шведка, учительница, логопед; бабушка по отцу – саамка. По окончании средней школы в 1977 г. переехал в г. Лулео, где получил профессию специалиста по электротехническому и телевизионному оборудованию. Работал мастером в телемастерской, учителем в старших классах, сотрудником небольшого издательства. В 1990-е гг. вернулся в Паялу.
В 15 лет начал писать стихи. Ранние публикации – поэтические сборники «Кровь из носа во время мессы» («Näsblod under högmässan», 1988) и «Ангелы и винтовки Маузера» («Änglar och mausergevär», 1989) – отличаются крайней эмоциональностью и натуралистичностью образов, свободой фантазии и искромётным юмором.
В 1990-е гг. обратился к прозе. В дебютном романе «Чёрт в церкви» («Kyrkdjävulen», 1994) повествуется о трёх подростках из Паялы, которые пытаются изгнать тёмную силу из местной кирхи. Продолжением стал роман «Кровопийцы» («Blodsugarna», 1997): те же герои участвуют в археологических раскопках в районе Паялы, где происходят мистические события. Антагонистом выступает злобный шаман, победить которого означает снять проклятье, наложенное им на род одного из подростков.
Одно из самых успешных произведений Ниеми – роман «Популярная музыка из Виттулы» («Populär musik från Vittula», 2000; Августовская премия, 2000; русский перевод 2003). В основе сюжета – история дружбы двух мальчиков из Паялы, увлечённых рок-н-роллом. События разворачиваются в 1960-е гг. на подъёме шведской экономики, когда новая техника, культура и нравы дошли до отдалённых уголков страны, меняя традиционный уклад жителей. В 2003 г. в театре Viirus (Вирус) в Хельсинки по мотивам романа Эрик Кивиниеми (род. 1955) поставил спектакль, где в массовых сценах участвовал сам писатель. Реза Багер (род. 1958) при государственной поддержке снял одноимённый фильм (2004), закадровый текст в котором читает Ниеми.
Роман «Дамба» («Fallvatten», 2012, русский перевод 2021) представляет собой мозаику историй, объединённых катастрофой – прорывом дамбы на реке Лулео. Всеобщая беда становится для героев (депрессивного пилота вертолёта, одинокой художницы, студентки, узнавшей о своей беременности, и др.) одновременно и драмой, и поводом задуматься над жизненными ценностями. Несмотря на пессимистическое содержание, автор не изменил своему стилю, включив в сюжет комические сцены.
Действие детектива «Сварить медведя» («Koka björn», 2017; одноимённая постановка, режиссёр Л. Стиннербом, 2021, Саамский национальный театр «Beaivváš», Кёутукейну; русский перевод 2019) происходит в 19 в. В роли сыщиков, расследующих таинственные убийства девушек, выступают шведский проповедник Ларс Леви Лестадиус (1800–1861) и его помощник, саамский мальчик-сирота. Произведение сочетает элементы скандинавского нуара (натуралистичность образов, мрачный антураж и др.), комические эпизоды, колоритные описания природы и народов Северной Швеции.
Среди других сочинений: роман «Мужчина, который умер как лосось» («Mannen som dog som en lax», 2006) и драма «Я совершил переворот во Вьетасе» («Jag gjorde Vietaskuppen», 2006; одноимённая постановка, режиссёр Э. Кивиниеми, 2006, Норрботтенский театр, г. Лулео) на криминальные сюжеты; автобиографический роман «Стреляный апельсин» («Skjut apelsinen», 2010), в котором отразились школьные годы писателя; прозаический сборник в духе юмористического киберпанка «Сальная дыра: космические байки» («Svålhålet: berättelser från rymden», 2004).
Центральная тема творчества Ниеми – его малая родина, север Швеции; действие произведений происходит, как правило, в Паяле и её окрестностях. Для художественной манеры писателя характерны развёрнутые метафоры, сочетающие элементы магического реализма и лирические описания природы; самоироничное, но при этом глубоко трогательное, с любовью, изображение нравов, быта и поверий местного населения; использование различных языков и диалектов.
Интерес автора к мультикультурализму, к социальной и национальной политике в отношении коренных народов шведского Севера проявляется не только в творчестве, но и в общественной деятельности. С 2010-х гг. Ниеми активно участвует в решении вопросов, связанных с развитием добывающей отрасли и рынка труда в лене Норрботтен.
Норрландская литературная премия (1988), премии Пирата (2002), Альберта Энгстрёма (2009).