Нгуен Чыонг То
Нгуе́н Чы́онг То (Nguyễn Trường Tộ) (1830, по другим данным, 1828, провинция Нгеан, Вьетнам – 1871, по другим данным, 1872, Дайнам, ныне Вьетнам), вьетнамский общественный деятель, католик.
Нгуен Чыонг То родился в небогатой семье учёного-конфуцианца. Его отец, Нгуен Куок Тхы, практиковал традиционную медицину и дал сыну основы классического конфуцианского образования. В дальнейшем Нгуен Чыонг То приобрёл репутацию хорошо образованного конфуцианца, но, став католиком, не имел права участвовать в конкурсных экзаменах, дававших доступ к карьере чиновника.
В 1848 г. Нгуен Чыонг То начал посещать католическую семинарию Садоай, находившуюся в его родной провинции Нгеан, где ему поручили преподавать классический китайский язык (его вьетнамский вариант – ханвьет). На него обратил внимание французский епископ Парижского общества заграничных миссий Жан-Дени Готье (1810–1877), решивший научиться у него вьетнамскому языку. В то же время он стал учить Нгуен Чыонг То французскому языку, латыни и основам современных естественных наук. Вскоре Нгуен Чыонг То принял христианство.
В 1858 г. французская военная эскадра атаковала порт Туран (Дананг). Это событие вызвало репрессивные действия со стороны двора Хюэ против вьетнамских католиков и французских миссионеров, которые вынуждены были скрываться в окрестностях Турана, среди них был и епископ Готье вместе с Нгуен Чыонг То. Вскоре они на кораблях французской эскадры покинули Дайнам (ныне Вьетнам) и направились в католические духовные семинарии Парижского общества заграничных миссий в Гонконге и в Пинанге (Малайзия). В результате обучения в этих семинариях Нгуен Чыонг То стал первым вьетнамцем, хорошо осведомлённым в различных областях западной науки того времени. Вместе с епископом Готье он в 1860 г. побывал во Франции и в Италии, где был поражён жизнью Европы – в особенности европейскими городами с их архитектурой и благоустройством, а также красотой католических соборов.
В 1861 г. Нгуен Чыонг То вернулся в г. Сайгон, захваченный французами в 1859 г. При французах преследования вьетнамских христиан там прекратились (на вьетнамских территориях, не захваченных французами, гонения на католиков и миссионеров не утихали). Нгуен Чыонг То получил должность переводчика при штабе адмирала Шарнера, командующего французским военным флотом на Дальнем Востоке с базой в Сайгоне. Но Нгуен Чыонг То вёл и другую, скрытную жизнь. В 1861–1862 гг. он информировал Фан Тхань Зяна, губернатора Зядини (Кохинхины), уполномоченного двором Хюэ вести переговоры с французами, относительно положения в Кохинхине – о том, что французы тайно помогли Ле Зуи Фунгу (Та Ван Фунгу) – потомку прежней династии Поздние Ле – поднять восстание в северной части Дайнама против правящей династии Нгуен, против двора Хюэ.
Вьетнамской монархии пришлось вести борьбу на два фронта: против французов на юге и подавлять восстание на севере, действуя на расстоянии 1,8 тыс. км, учитывая меридиональную вытянутость территории Дайнама. Более того, Нгуен Чыонг То информировал Фан Тхань Зяна также о планах французов по захвату ещё трёх (западных) провинций Кохинхины, с тем чтобы вся дельта Меконга была в их руках. Вскоре Нгуен Чыонг То покинул службу у французов.
В 1866 г. император Ты Дык (правил в 1847–1883) поручил Нгуен Чыонг То встретиться в Сайгоне с адмиралом Пьером-Полем де Ла Грандьером (1807–1876), чтобы прозондировать почву относительно планов французов о трех западных провинциях Кохинхины. Как известно, они были захвачены французами в 1867 г., и переговоры оказались безрезультатными.
За 8 лет (начиная с 1863 и до своей кончины) Нгуен Чыонг То направил императору 43 докладные записки – проекты реформ, охватывавшие все важнейшие области общественной жизни, такие как наука, техника, управление государством, религия и т. д. Главной целью их автора было показать необходимость модернизации Дайнама и её пути и методы в перспективе французского колониального завоевания. Эти проекты были пронизаны новыми просветительско-реформаторскими идеями, для вьетнамцев того времени непривычными. Например, Нгуен Чыонг То предложил заменить существовавшее в то время министерство юстиции, именовавшееся министерством наказаний (вьетн. Bộ Hình, по аналогии с соответствующим китайским министерством Синбу, кит. 刑部, пиньинь xíngbù), на министерство законов, расширив функции министерства и сделав его независимым от монархической власти. В области внешней политики Нгуен Чыонг То предлагал перейти от изоляции к сотрудничеству в равной степени со всеми странами Запада для развития торговли. Во внутренней политике он выступал за разделение исполнительной и законодательной властей, сокращение числа чиновников в управленческом аппарате и увеличение жалования оставшимся для эффективной работы. В целом Нгуен Чыонг То был хорошо знаком с демократическими принципами управления в странах Западной Европы, которые он считал необходимым насаждать в Дайнаме, – к ним относился и принцип гласности политической жизни. С этой целью он предлагал ввести издание газет и журналов по западному образцу. Это было уже начато Петрусом Ки на юге страны, но на севере пресса появилась только с установлением власти французского протектората в 1880-х гг. В области просвещения он предлагал упразднить устаревшее классическое конфуцианское образование и классический китайский язык, ввести преподавание вьетнамской иероглифической письменности (тьы ном), а также естественных наук и истории Вьетнама. Нгуен Чыонг То считал необходимой реформу военного дела и армии Дайнама, предполагавшую увеличение её численности, создание кавалерии и других новых родов войск, оснащение армии современным оружием. Эти свои предложения Нгуен Чыонг То аргументировал поражением Дайнама в войне с Францией. В социально-экономической области Нгуен Чыонг То считал необходимым форсировать ирригационное строительство, подчеркивая первостепенную важность интенсивного развития сельского хозяйства в дельте Красной реки. Он предлагал также начать строительство железной дороги, отменить внутренние таможни и пошлины с целью расширения торговли, имея в виду создание национального рынка страны. Таким образом, программа, выдвинутая Нгуен Чыонг То, предусматривала всестороннюю модернизацию Дайнама. Воплощение в жизнь своих проектов он предлагал путем реформ «сверху», апеллируя к главе государства – императору.
Идеи Нгуен Чыонг То отражали его озабоченность судьбой родины перед непосредственной угрозой европейского завоевания. Он принадлежал к лагерю сторонников мира с Францией, считая, что использование техники Франции может принести столь необходимую пользу Дайнаму.
Идеи обновления страны не нашли тогда широкой поддержки в среде конфуцианской по духу интеллигенции Дайнама. Император Ты Дык лично читал эти доклады, но не предпринял никаких изменений во внутриполитической жизни страны. Однако в 1867 г. (по другим данным, в 1866) он всё же направил Нгуен Чыонг То в Европу с целью закупить всё необходимое для открытия технических учебных заведений в Хюэ с французским преподавательским корпусом. Это был единственный случай, когда рекомендации Нгуен Чыонг То были услышаны. Но после взятия французами трех провинций в Кохинхине в 1867 г. идея создания современной школы была заброшена.
Во время своего пребывания в Сайгоне Нгуен Чыонг То выступил автором архитектурного проекта женского монастыря Конгрегации сестёр Святого Павла из Шартра.
В 1868 г. Нгуен Чыонг То удалился в родные края – в Садоай в провинции Нгеан, где вместе с епископом Готье продолжал трудиться в области преподавания. В том же году он женился, у него родились двое детей. Незадолго до его смерти император Ты Дык призвал Нгуен Чыонг То в Хюэ для очередной консультации о возможных боевых действиях вьетнамской армии против французов в Кохинхине. Вскоре после этой встречи Нгуен Чыонг То вернулся в Садоай и внезапно скончался.
Нгуен Чыонг То был выдающимся реформатором 2-й половины 19 в. Большой эрудит, самим своим существованием он сильно изменил в лучшую сторону имидж вьетнамских католиков в глазах как правящего класса, так и простого народа (с началом колониального завоевания Дайнама Францией вьетнамские католики были объявлены предателями).