Немешаев Клавдий Семёнович
Немеша́ев Кла́вдий Семёнович [3(15).10.1849 – 8.6.1927, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский государственный деятель, инженер, тайный советник (1905). Сын мелкого чиновника. Окончил Институт инженеров путей сообщения (1871).
После окончания института состоял на службе в Министерстве путей сообщения (МПС) и частных железнодорожных обществах. С 1884 г. штатный инженер МПС; начальник службы пути Тамбовско-Саратовской (и. о. с 1884) и Сызранско-Вяземской (с 1890; с 1892 её начальник) железных дорог. Начальник Юго-Западных железных дорог (1896–1905, 1906–1912), способствовал росту доходности дороги при систематическом снижении провозной платы, установлению бесперегрузочного сообщения с австро-венгерскими железными дорогами, улучшению условий труда служащих, учреждению множества железнодорожных начальных школ. Министр путей сообщения в правительстве С. Ю. Витте [28 октября (10 ноября) 1905 – 28 апреля (11 мая) 1906], инициировал учреждение Центрального комитета для регулирования массовых перевозок грузов по железным дорогам и порайонных комитетов по распределению по железным дорогам перевозочных средств для массовых грузов, в которые вошли представители центральных ведомств, управлений железных дорог, съездов по различным отраслям промышленности, сельскохозяйственных обществ и органов местного самоуправления (1906). По инициативе Немешаева разработан новый, более мощный тип товарного паровоза (серия Щ, конструктор Н. Л. Щукин).
Член Государственного совета по назначению (1912–1917), входил в группу центра, товарищ председателя группы в 1912–1917 гг., член постоянной финансовой комиссии (1913–1916). С сентября 1914 г., после завершения Галицийской операции 1914 г., начальник Галицийских железных дорог, под его руководством протяжённость линий дороги значительно расширена для военных нужд. С марта 1916 г. состоял при верховном начальнике санитарной и эвакуационной части – принце А. П. Ольденбургском. После Февральской революции 1917 г. в отставке.
В 1918–1921 гг. работал в Комитете государственных сооружений Высшего совета народного хозяйства РСФСР и в Народном комиссариате путей сообщения РСФСР. С 1923 г. член правления Октябрьской железной дороги.