Насир Хусрав
Наси́р Хусра́в [ناصر خسرو, полное имя Абу Муин Насир Хосров аль-Кубадияни аль-Марвази (أبومعين ناصر خسرو قبادياني مروزي)] [1004, село Кубадиян, близ г. Балх, Хорасан – после 1072 (предположительно, в 1088), село Йомган, Бадахшан; похоронен в мавзолее в селе Джирм, близ г. Файзабад, Афганистан], таджикский и персидский поэт, философ, религиозный деятель.
В молодости служил при дворе Газневидов и Сельджукидов; в возрасте около 40 лет пережил духовный кризис, оставил двор, принял исмаиилизм. В 1045–1052 гг. совершил путешествие по Ближнему Востоку, паломничество в Мекку и Иерусалим. Несколько лет провёл в Каире, получил посвящение в звание худжжата. По возвращении на родину проповедовал исмаилизм в Хорасане, Нишапуре, Табаристане, а также в Балхе, откуда был изгнан по обвинению в религиозном отступничестве и инакомыслии. Остаток жизни провёл в долине Йомган в Бадахшане.
Ближневосточные впечатления Насира Хусрава нашли отражение в «Книге путешествия» («Сафар-нама»; опубликована в 1881, русский перевод 1933), в которой содержатся подробные описания городов, этнических и религиозных сообществ, их обычаев и материальной культуры, проводится идея тесной взаимосвязи религии и политики на Ближнем Востоке, утверждается религиозная значимость Каира как местопребывания имама. Одним из первых в Хорасане начал создавать религиозные и философские произведения на персидском языке, заложив основы новоперсидской словесности.
Поэзия Насира Хусрава, проникнутая кораническими мотивами, призывает к поиску истины, самосовершенствованию и состраданию: диван (сборник небольших стихотворений) религиозно-философской лирики (около 12 тыс. бейтов; самая ранняя полная рукопись – 1335; литографирован в 1863, издан в 1928), дидактическая поэма в жанре маснави «Книга просветления» («Роушанаи-нама», около 592 бейтов, 1070–1071; опубликована в 1880), а также диван лирики на арабском языке (сохранён во фрагментах).
В своём творчестве осуждал лесть и раболепие придворных поэтов, обличал жестокость правителей-сельджуков и косность духовенства, ограничивавшего развитие науки. Поэзия Насира Хусрава оказала влияние на развитие жанра касыды: заменил восхваление правителя восхвалением праведника, обогатил касыду афористичностью и философско-дидактическими мотивами.
Автор религиозно-философских трактатов «Путевой припас путников» («Зад аль-мусафирин», 1061; издан в 1923) – энциклопедического свода исмаилитской философии, «Лик веры» («Ваджх-и дин», 1061; сохранён в рукописи 1523; издан в 1924), «Свод двух мудростей» («Джами ал-хикматайн», 1070; издан в 1953), «Трапеза братьев» («Хан аль-ихван», после 1071; издан в 1940), «Раскрытие и освобождение» («Гушаиш ва рахаиш», после 1070; издан в 1950), в центре которых – идея достижения индивидуального спасения через познание истины под руководством учителя, имама.
Разработал учение о познавательных свойствах речи как проявлении рациональной природы души и оригинальную концепцию проповеди религиозного учения в поэтической форме.