Неак-та
Неак-та́ (кхмер. អ្នកតា), духи – хранители местности в Камбодже.
Культ духов неак-та – важнейшая часть традиционных верований кхмеров, уходящая корнями в доиндуистский и добуддийский период религиозной истории Камбоджи и веками сосуществующая с буддизмом традиции тхеравада.
В качестве неак-та почитаются духи предков – основателей деревни, исторические и квазиисторические личности, участвовавшие в защите страны, а также неантропоморфные божества анимистических культов и некоторые божества индуистского пантеона. В представлении современных кхмеров неак-та – добрый дух, защищающий определённую территорию (деревню, уезд или провинцию) и её население от различных бедствий, болезней, неприятностей.
Местные жители считают неак-та основателем деревни – общим предком и духом-хранителем. При основании новой деревни жители обращаются к уже известному им неак-та или к неак-та, живущему неподалёку, и ждут, когда он проявит себя (через видение или происшествие, демонстрирующее его силу). Неак-та получает имя по названию охраняемой им местности или по имени человека, который при жизни имел заслуги перед местными жителями (целитель, буддийский монах-наставник, настоятель монастыря, главнокомандующий и т. д.).
История культа
Корни культа неак-та уходят в добуддийский и доиндуистский период религиозной истории кхмеров. По-видимому, изначально неак-та не имели антропоморфных признаков. Позднее на существующий культ наложились китайско-вьетнамские культы героев-воителей, имеющие конфуцианские корни (самый характерный пример – культ неак-та Кхлеанг Мыэнга), а также (по крайней мере, в ряде случаев) индуистский культ почитания линги, имеющий в Камбодже давнюю традицию, восходящую к доангкорской эпохе (например, культ Госпожи Мау, покровительствующей приморским провинциям Камбоджи).
Для культа неак-та характерен религиозный синкретизм. Он мирно сосуществует с буддизмом тхеравады, который, в свою очередь, приспособился к анимистическим практикам. Помимо прочего, можно говорить о тенденции постепенного «перемещения» культа в сферу буддизма и его большего включения в религиозные практики буддийских монастырей.
Места почитания
Каждый населённый пункт имеет своего неак-та или даже нескольких таких духов. Среди всех анимистических духов кхмеров неак-та единственные имеют какое-то изображение (камень, статую). По представлениям местных жителей, дух чаще всего живёт в северо-восточной части населённого пункта. Он селится на больших деревьях (тамаринд, баньян), возвышенностях, больших и маленьких пригорках, искусственных или природных «нагромождениях» (термитники, кучи листьев). Первое, что необходимо сделать, чтобы дух превратился в неак-та, – соорудить для него жилище. Существует представление, что неак-та не покидает его: дух не перемещается, а связан со своим жилищем и с деревней, на которую распространяется его покровительство. Однако он всё-таки может сменить своё место жительства (если, например, его дерево необходимо срубить, чтобы проложить новую дорогу), для этого устраивается специальная церемония.
Чаще всего дух неак-та не имеет изображений или представлен символически в виде камня, термитника, фигурки индуистского божества. В последние десятилетия появились крупные скульптурные изображения неак-та, которые помогают привлекать туристов и собирать денежные пожертвования.
Религиозные практики
В основе взаимодействия жителей деревни с неак-та лежит представление о том, что дух благоволит тем, кто его почитает и регулярно приносит подношения, и наказывает тех, кто не проявляет должного уважения и сомневается в его силе. Но наказания неак-та редко приводят к тяжёлым последствиям или смерти.
Церемонии почитания неак-та представляют собой подношения приготовленной еды на тарелках из банановых листьев: суп, голова свиньи, рисовые пирожки, спелые бананы, алкоголь, вода, чай и т. д. Кроме еды, преподносят благовонные палочки, цветы и сооружения из растительных материалов (например, часть ствола банана с бамбуковыми палочками, листьями бетеля, плодом арековой пальмы и благовониями).
Общение с неак-та происходит с помощью медиума. Он рассказывает духу о желаниях, просьбах людей и передаёт им его советы, указания и запреты, а также вопросы неак-та о благополучии жителей и их заботах, личных и коллективных планах, причинах некоторых проблем и болезней. Считается, что неак-та сам выбирает медиума, через которого он взаимодействует с людьми. Функции медиума могут передаваться по наследству – от родителей к детям. Часто в церемонии общения участвует музыкальный ансамбль, который приглашает неак-та войти в медиума.