Мухаммад Абд аль-Вали
Муха́ммад Абд аль-Ва́ли, Мухаммад Ахмад Абд аль-Вали (محمد أحمد عبد الولي; Мухаммед Абдельвали) [1940 (по другим данным, 12.11.1939), Аддис-Абеба, Эфиопия – 30.4.1973, близ г. Шабва, Южный Йемен], йеменский прозаик, основоположник реализма в йеменской литературе.
Сын йеменца, мелкого торговца, и эфиопки. Окончив в 1954 г. начальную школу йеменской общины в Аддис-Абебе, уехал в Аден (британская колония Аден, ныне Йемен), где поступил в исламский колледж шейха Мухаммада аль-Бейхани (1908–1972). В 1955 г. покинул Аден, поступил в каирский исламский университет аль-Азхар, затем перешёл в одну из светских средних школ. В Каире входил в круг молодых арабских интеллектуалов, приобрёл марксистские убеждения, познакомился с современной арабской и европейской литературой.
Преследование египетскими властями коммунистов заставило его в 1959 г. уехать в г. Таиз (Северный Йемен); в местной газете «Ат-Талиа» («Авангард», الطليعة), издававшейся лидером йеменских марксистов и борцом за освобождение Южного Йемена Абдаллой Базибом (1931–1976), опубликовал первые рассказы. В 1960 г., после закрытия издания, обвинённого властями в пропаганде социализма, отправился в Москву. В течение года изучал русский язык, в 1961–1962 гг. учился в Литературном институте имени А. М. Горького, затем вернулся в Северный Йемен, где к тому времени произошла антимонархическая революция. Служил дипломатом в Москве, в 1965 г. переведён в консульство в Восточном Берлине, откуда был вскоре выслан по подозрению в шпионаже, направлен на службу в Сомали. В 1967 г. управляющий Йеменской государственной авиакомпанией. За публичную критику внутренней политики новой власти заключён в тюрьму (до 1968). После освобождения открыл издательство в Таизе, в 1971 г. принял активное участие в создании Союза йеменских писателей. В 1972 г. снова попал в тюрьму за публикацию двух рассказов, написанных под впечатлением от первого тюремного заключения; некоторые произведения писателя оказались под запретом. В поисках безопасного пристанища переехал в 1973 г. в Южный Йемен (получил независимость в 1967), где был принят на дипломатическую службу.
Для произведений писателя характерны живые диалоги на диалекте, внутренние монологи, раскрывающие душевный мир героев, узнаваемые типажи и ситуации, описания, проникнутые йеменским колоритом. Ключевые темы творчества – судьба человека в контексте судьбы его родины и вопиющая социально-культурная отсталость Йемена.
Первую известность писателю принёс дебютный сборник рассказов «А как же земля, Сальма?» (الأرض يا سلمى, 1966; одноимённый рассказ впервые опубликован в 1959 в газете «Ат-Талиа», русский перевод 1962). Герои рассказов сборника, а также повести «Они умирают на чужбине» (يموتون غرباء, 1971) – йеменские эмигранты в Эфиопии, чьи душа и разум остались на родине. Их дети, рождённые от внебрачного сожительства с эфиопками, – маргиналы, чужие как для йеменцев, так и для эфиопов. Многие рассказы писателя посвящены тяжёлой жизни оставшихся в Йемене жён и детей эмигрантов.
В ранних рассказах писатель выражал негативное отношение к эмиграции, считая её предательством. Однако позднее, разочаровавшись в результатах йеменской революции 1962 г., Абд аль-Вали допускал, что личное счастье может быть важнее гражданского долга перед родиной: рассказ «То, что называется тоской» (شيء اسمه الحنين; в составе одноимённого сборника, 1972).
Тюремное заключение в 1967 г. произвело перелом в его сознании, о чём свидетельствует пессимистическая тональность почти всех поздних рассказов писателя, вошедших в сборник «Дядя Салех аль-Амрани» (عمنا صالح العمراني, опубликован в 1978). Некоторые из них, а также рассказ «Рейхана» (ريحانة, опубликован в составе одноимённого сборника в 2005) посвящены жизни обитателей центральной тюрьмы в Сане, в которой писатель отбывал срок заключения. Описания тюремного быта, издевательств над заключёнными, ужасных условий их содержания даны в будничных интонациях и окрашены горькой иронией.
Нищета, социальное неравенство, бесправие людей и предрассудки, увиденные писателем в Йемене, нашли отражение в эпистолярном романе «Сана – открытый город» (صنعاء مدينة مفتوحة, предположительно, не окончен, опубликован в 1977; входит в список ста лучших арабских романов, составленный Союзом арабских писателей, 2001; русский перевод 1981). Главный герой, северойеменский эмигрант в колониальном Адене, в письмах другу повествует о жизни в прошлом и настоящем; действие переносится в пространстве и времени. Впервые в йеменской прозе использована аллегория: страна предстаёт большой тюрьмой, в которой смерть выглядит более естественным явлением, чем жизнь.
Все основные темы произведений писателя – эмиграция, насилие со стороны властей и коррупция, культурная отсталость страны, бесправное положение женщины – по сей день остаются для йеменской прозы главными, определяющими её национальную самобытность. Абд аль-Вали первым среди йеменских писателей сумел создать колоритное эпическое полотно жизни всего Йемена, задав тем самым курс развития национального романа.
Погиб в авиакатастрофе.