Молдавия. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Молда́вии. Основа музыкальной культуры Молдавии – традиционная музыка молдаван, украинцев, русских, гагаузов, румын, болгар, цыган и других народов. Поныне широко распространены молдавский вокально-инструментальный жанр дойна, инструментальная музыка, сопровождающая коллективные танцы (основные виды – хора, жок). Характерная форма инструментального музицирования – оркестр молдавских инструментов тараф (в 1820-х гг. славился тараф боярина Е. К. Варфоломея, состоявший из крепостных музыкантов). Виртуозным искусством игры на скрипке, кобзе, нае, флуере, цимбалах издавна владели лэутары, среди них особенно известны Барбу Лэутару, Янку Пержа, Костаке Марин, Георге Херару, Костаки Парно, Георге Мурга. Музыка лэутаров в 20 в. вышла на концертную эстраду и оказала влияние на творчество композиторов Молдавии.
Зарождение церковно-певческой традиции в Молдавии связано с основанием около 1500 г. певческой школы при православном монастыре Путна в Молдавском княжестве (ныне на территории Румынии). В дальнейшем большое значение в развитии хорового пения имел хор духовной семинарии, открытой в Кишинёве в 1813 г. Знатоком турецкой классической музыки был Д. К. Кантемир.
Светское городское музицирование развивается с 19 в. В Кишинёве в доме З. Ралли устраивались музыкальные вечера, на которых бывал А. С. Пушкин; в 1820 г. в доме Ф. Крупенского состоялись первые публичные театральные представления с музыкой. Позднее одним из центров музыкально-театральной жизни Молдавии стал дом М. А. Зилоти (дед А. И. Зилоти). Оживлению музыкальной жизни в 19 в. способствовали гастроли русских и западноевропейских исполнителей. Концертную деятельность развернули местные музыканты – скрипачи П. И. Шумский, К. П. Гулак-Артемовский, П. И. Каховский, пианист Н. И. Бонгарт, виолончелист В. П. Гутор. В 19 в. возрос интерес к молдавской народной музыке, образцы которой опубликованы в сборниках Ф. Ружицкого, К. Микули, Т. Бурады. В 1836 г. в Яссах (ныне Румыния) открылась Музыкально-драматическая консерватория (основатели – Г. Асаки и др.), в 1880 г. в Кишинёве – общество «Гармония», в 1899 г. преобразованное в отделение Императорского Русского музыкального общества, при котором были открыты музыкальные классы (с 1900 музыкальное училище; в 1899–1901 директором был В. И. Ребиков). Существовали частные музыкальные школы В. П. Гутора, К. Ф. Хршановской, В. Сироцинского.
В формировании профессионального музыкального искусства Молдавии в конце 19 – начале 20 вв. важную роль сыграли музыканты, работавшие в Запрутской Молдове; их деятельность послужила началом румынской и молдавской композиторских школ. Скрипач и дирижёр Э. Кауделла (в 1861–1875 дирижёр Национального театра в Яссах, в 1864–1901 профессор, с 1893 директор Ясской консерватории) – автор первых национальных опер, основоположник жанров инструментального концерта, симфонической увертюры. Значительна деятельность Г. Музическу – хорового дирижёра, автора хоровых концертов, обработок народных мелодий.
Музыкальная культура Молдавии периода 1918–1940 гг. частично развивалась на территории Бессарабии (в составе Румынии); в Кишинёве работали основанные В. А. Булычёвым «Симфонический молодёжный хор» (1919) и Бессарабское музыкально-историческое общество (1930); действовали частные учебные заведения: Молдавская народная консерватория (1919, основана по инициативе Дж. Энеску, с 1928 под названием «Униря» – «Единение»), Национальная консерватория (1928) и Муниципальная консерватория (1936). Среди композиторов – М. К. Быркэ, С. В. Златов, Е. К. Кока. Уроженки Бессарабии певицы Е. И. Куза, Е. В. Лучезарская, Л. Я. Липковская пели на крупнейших оперных сценах Европы и России.
Другая ветвь молдавской музыкальной культуры связана с образованной в 1924 г. Молдавской АССР (в составе Украинской ССР). В Балте создана Молдавская музыкальная капелла (1928), в Тирасполе – хоровая капелла «Дойна» (1930), Молдавский музыкально-драматический театр (основан в 1933 как Первый государственный молдавский драматический театр, в 1937 в репертуар вошли музыкальные спектакли; в 1940 переведён в Кишинёв), симфонический оркестр (1935), Ансамбль народной музыки при Комитете радиовещания (руководитель Г. Мурга). В 1937 г. создано Молдавское отделение Союза композиторов Украины (в Одессе), в него вошли молдавские композиторы П. И. Бачинин, Г. И. Гершфельд и Д. Г. Гершфельд, В. Л. Поляков, А. П. Каменецкий. В становлении профессиональной музыкальной культуры значительную роль сыграли украинские и русские музыканты.
В 1940 г., с образованием Молдавской ССР, в Кишинёве открылись консерватория, филармония, республиканский Союз композиторов. Ш. Няга создал первые значительные симфонические и вокально-симфонические произведения, в жанре симфонии работали Л. С. Гуров, С. М. Лобель, В. Л. Поляков. В 1955 г. на основе Молдавского музыкально-драматического театра создан Театр оперы, балета и драмы имени А. С. Пушкина, в 1957 г. он разделился на Молдавский музыкально-драматический театр и Молдавский театр оперы и балета. В 1950-е гг. поставлены первые в Молдавии оперы: «Грозован» («Grozovan», 1956, третья редакция 1959; посвящена освободительной борьбе в 18 в.), лирическая опера на военную тему «Аурелия» («Aurelia») Д. Г. Гершфельда (1959). В числе лучших достижений в оперном жанре: «Сердце Домники» («Inima Domnicăi») А. Г. Стырчи (1960, вторая редакция «Героическая баллада», «Eroica baladă» 1970; о борьбе молдавского народа за советскую власть); лирико-драматическая опера «Глира» («Glira»; также «Барбу Лэутару», «Barbu Lăutaru») Г. С. Няги (1974); «Дракон» Э. Л. Лазарева (по Е. Л. Шварцу, 1976); историческая опера «Сергей Лазо» («Serghei Lazo») Д. Г. Гершфельда (1980); психологическая музыкальная драма на исторический сюжет «Александру Лэпушняну» («Alexandru Lăpușneanu») Г. Мусти (1987); комическая опера «Пэкалэ и Тындалэ» («Păcală și Tândală») В. И. Верхолы (1989); моноопера «Атех, или Откровения хазарской принцессы» Г. Чобану (по мотивам «Хазарского словаря» М. Павича, 2005). В жанре детской оперы приобрели известность «Коза с тремя козлятами» (1967; третья редакция «Волк-обманщик», 1984) и радиоопера «Голуби в косую линейку» (1979) З. М. Ткач, «Карлсон, который живёт на крыше» А. Д. Гершфельда (1988). Балетная музыка получила развитие в творчестве В. Г. Загорского, Э. Л. Лазарева, З. М. Ткач, симфоническая и инструментальная музыка – в творчестве П. Б. Ривилиса, Т. Кирияка, И. Н. Маковея, Г. Няги, Б. С. Дубоссарского и др. Значительный вклад в хоровую музыку внесли Т. С. Згуряну, В. М. Чолак, в песенный жанр и киномузыку – Е. Д. Дога, К. В. Руснак. Среди исполнителей разных лет: певцы – Т. С. Чебан, М. Л. Биешу, Т. Г. Алёшина, Л. В. Ерофеева, М. И. Мунтяну; дирижёры – Т. И. Гуртовой, С. А. Лункевич, Г. Мустя; хормейстеры – В. А. Гарштя, Г. Д. Стрезев и др.
В Кишинёве работают: Национальный театр оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу (основан в 1939 как Молдавский музыкально-драматический театр, современное название с 1998), Академия музыки, театра и изобразительных искусств (основана в 1940 как Государственная консерватория, с 1963 Государственный институт искусств имени Г. Музическу, с 1990 Академия музыки; современные статус и название с 2002), Высший центр в области художественного образования имени Ш. Няги (2016, основан в 1945 как Кишинёвское музыкальное училище), Национальная филармония (с 2003 имени С. А. Лункевича). В составе последней: Симфонический оркестр (основан в 1930), Академическая хоровая капелла «Дойна» (1930; создана как хоровая студия, название с 1936, в составе филармонии с 1940), оркестр народной музыки «Фольклор» (Folclor, 1968), ансамбль «Концертино» (Concertino, 2003), ансамбль «Миллениум» (Millenium, 1997). Действуют: Национальный симфонический оркестр (1989, основан в 1964 как Эстрадно-симфонический) и хоровая капелла «Молдова» (Moldova, 1944) Общественной компании «Телерадио-Молдова» (Teleradio-Moldova), Национальный камерный оркестр (1988, с 1997 современное название).
Оркестры народной музыки: «Флуераш» (Fluieraş, создан в 1945 при филармонии как ансамбль народных песен и танцев, с 1957 современное название), народной музыки «Мугурел» (создан в 1966, до 1974 ансамбль, воссоздан в 1987 как оркестр), «Лэутарий» (Lăutarii, 1970).
Хоры: камерный хор «Ренессанс» (1988), камерный хор «Кредо» (Credo, 1995), Национальный камерный хор Органного зала (2002, современное название с 2006).
Ансамбли: народного танца «Жок» (Joc, 1945); инструментальные – «Арс поэтика» (Ars poetica, 1991), «Барокко» (1994); эстрадный «Норок» (Noroc, 1966); этно-джазовые – «Трансбалканика» (Transbalkanica, 2000), «Тригон» (Trigon, 1992); рок-музыки – «Здоб ши Здуб» (Zdob și Zdub, 1994), «Гындул мыцей» (Gândul Mâței, 1996).
В г. Бельцы на базе муниципального Дворца культуры (открыт в 1970) работают народные коллективы: ансамбль народной музыки и танца «Ветерок» (Vântuleț, основан в 1957), народный оркестр «Барбу Лэутару» (1970; назван в честь знаменитого музыканта – скрипача Барбу Лэутару), фольклорный ансамбль «Дойница» (Doinița, 1991) и другие коллективы. Также функционируют дворцы культуры: «Молдова», «Флакэра» (Flacăra – «Пламя»), Центр культуры и молодёжи.
Международные музыкальные фестивали: «Мэрцишор» (Mărţişor, с 1967), оперный имени М. Биешу (Festivalul Internaţional de Operă Maria Bieşu, с 1990; первоначально «Приглашает Мария Биешу», Invită Maria Bieșu; современное название с 2012), современной музыки «Дни новой музыки» (Zilele Muzicii Noi, с 1991, ежегодно), этно-джазовый (с 2002), фортепианной музыки «Фортепианные вечера» (Noptile pianistice, с 2003, ежегодно), фестиваль-конкурс хоровой музыки «Пожелтели листья винограда» (A ruginit frunza din vii, с 2007), фестиваль-конкурс песни, вокала, инструментального искусства и танца «Созвездие талантов» (Constelația Talentelor, с 2017; все – проводятся ежегодно). Вокальный конкурс имени А. Стырчи (с 2008 международный), все – в Кишинёве. Международный музыкальный фестиваль-конкурс молодых эстрадных исполнителей «Хрустальный аист» (c 2006, Бельцы).
Проводится национальный конкурс исполнителей фольклорной песни имени Т. С. Чебан (с 1989, раз в два года); фестивали-конкурсы: исполнителей на народных инструментах «Барбу Лэутару» (Barbu Lăutaru), исполнителей романса «Серебряная хризантема» (Crizantema de Argint, c 1992), все – в Кишинёве. Республиканский этнокультурный фестиваль «Единство через многообразие» (Unitatea prin diversitate, ежегодно с 2000, также в Кишинёве, Тараклии и других городах).