Молдавия. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Молда́вии. Молдавия занимает выгодное транспортно-географическое положение в центре Европы, на относительно близком расстоянии (менее 2 тыс. км) от крупнейших экономических центров России (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и др.), Западной Европы (Берлин, Рим, Париж и др.), Средиземноморья и Ближнего Востока (Афины, Стамбул и др.), с которыми имеется прямое наземное и воздушное сообщение. В непосредственной близости (в пределах сотен километров) расположены крупные центры государств-соседей – Украины и Румынии, стратегически важные транспортные артерии и объекты (северо-западное побережье Чёрного моря, устье Дуная, Днестра, Днепра и др.). В республике развиты автомобильный, железнодорожный, речной, воздушный виды транспорта. Доля транспорта в ВВП страны составляет 3,8 % ВВП (566,4 млн долл. в 2021; 4,2 % , 535,1 млн долл. в 2020).
Годовой объём грузовых перевозок составляет 53,0 млн т (2020; 43,2 млн в 2008; 281,8 млн в 1990; 331,9 млн в 1985). Основная часть приходится на автомобильный (90,7 % в 2020; 73,9 % в 2008) и железнодорожный (8,8 % в 2020; 25,5 % в 2008) виды транспорта, незначительная часть – на речной и воздушный.
Годовой объём перевозки пассажиров – 199,9 млн человек (2020; 370,1 млн в 2008; 753,6 млн в 1990; 659,1 млн в 1985). На долю автомобильного транспорта приходится 37,1 % пассажиропотока (2020; 35,9 % в 2008), троллейбусного – 62,2 % (2020; 62,4 % в 2008), железнодорожного – 0,4 % (2020; 1,6 % в 2008), речного и авиационного – 0,3 % (2020; 0,1 % в 2008).
Автомобильный транспорт
Автомобильным транспортом осуществляются международные, междугородние, пригородные и внутригородские перевозки. Общая длина автодорог составляет 9,5 тыс. км, автодорог с твёрдым покрытием – 9,1 тыс. км, плотность – 323,9 км/1000 км2 (2020). Главным автодорожным узлом является Кишинёв, где пересекаются основные международные и национальные магистрали. Все города и районные центры республики связаны между собой асфальтированными дорогами, в постсоветские десятилетия значительно изношенными, но с 2010-х гг. интенсивно ремонтируемыми. Основные магистрали: Кишинёв – Оргеев – Бельцы – Бричаны – Черновцы, Кишинёв – Дубоссары – Киев, Кишинёв – Бендеры – Тирасполь – Одесса, Кишинёв – Каушаны – Белгород-Днестровский, Кишинёв – Чимишлия – Комрат – Джурджулешты, Кишинёв – Хынчешты – Леово – Кагул – Бухарест, Кишинёв – Леушены – Брашов, Кишинёв – Унгены – Яссы; Тирасполь – Дубоссары – Рыбница – Каменка, Оргеев – Сороки, Рыбница – Бельцы – Костешты – Ботошаны.
Объём грузоперевозок составил 48,1 млн т (2020; 31,9 млн в 2008; 262,8 млн в 1990). Число перевезённых пассажиров – 74,3 млн человек (2020; 132,7 млн в 2008; 446,9 млн в 1990).
На внутригородских и пригородных перевозках в Кишинёве, Бельцах, Тирасполе и Бендерах налажено троллейбусное сообщение. Общая эксплуатационная длина линий составляет 443 км (2020; 434 в 2008; 308 в 1990; 265 в 1985). Количество перевезённых пассажиров – 124,3 млн (2020; 231,1 млн в 2008; 272,6 млн в 1990).
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт развивается на протяжении более полутора столетий: из Тирасполя в Кишинёв железная дорога проложена в 1871 г. (ширина колеи 1524 мм), со строительством в Унгенах моста через Прут в 1876 г. соединена с европейскими железными дорогами (ширина колеи 1435 мм). Общая длина сети железных дорог 1,15 тыс. км (в том числе на территории, подконтрольной правительству Республики Молдова, – 1,04 тыс. км, в Приднестровской Молдавской Республике – 114 км; 2020), плотность путей сообщения – 34,2 км/1000 км2 (2020). Важные железнодорожные узлы: Кишинёв, Бендеры, Бельцы, Унгены, Окница, Бессарабка. Основные железнодорожные линии: Кишинёв – Унгены – Яссы, Кишинёв – Бендеры – Тирасполь – Одесса, Унгены – Бельцы – Окница, Бельцы – Рыбница – Слободка, Окница – Липканы – Черновцы, Окница – Волчинец – Могилёв-Подольский, Бендеры – Бессарабка – Рени – Джурджулешты – Галац, Бессарабка – Яргара – Прут – Фэлчиу, Прут – Кагул. В 2005 г. восстановлена ветка Ревака – Кайнары, позволившая связать Кишинёв с южными районами Молдавии в обход Бендер, в 2008 г. построена новая ветка Кагул – Джурджулешты. Объём грузоперевозок составил 4,7 млн т (2020; 11,0 млн в 2008; 16,1 млн в 1990). Число перевезённых пассажиров – 0,72 млн человек (2020; 5,8 млн в 2008; 17,0 млн в 1990). В 2004 г. из состава «Железных дорог Молдовы» (одного из немногих предприятий, остававшихся едиными на территории всей страны в 1990-х – начале 2000-х гг.) выделилась «Приднестровская железная дорога», что повлекло глубокий и затяжной кризис всей отрасли, усугубившийся вследствие пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) и последовавших событий.
Трубопроводный транспорт
Магистральные газопроводы (включая отводы) имеют протяжённость 2,0 тыс. км (2022, основной оператор – «Молдоватрансгаз», другие – «Тираспольтрансгаз-Приднестровье», «Вестмолдтрансгаз»); в их числе важнейший – из России через газотранспортную систему Украины на Балканы (Шебелинка – Тирасполь – Каушаны – Тарутино – Вулканешты – Орловка) и региональные (Ананьев – Шолданешты – Дрокия – Хотин – Богородчаны; Одесса – Тирасполь – Кишинёв – Шолданешты). В 2014–2022 гг. была построена ветка Яссы – Унгены – Кишинёв для соединения с газотранспортной системой Румынии.
Водный транспорт
Водный транспорт в Молдавии имеет многовековую историю, но в постсоветский период пришёл в упадок. Со 2-й половины 2000-х гг. он восстанавливается и развивается на главных речных артериях – Дунае, Днестре и Пруте. Длина судоходных путей составляет 476 км (2020). Введение в эксплуатацию в 2006 г. Джурджулештского порта в нижнем течении Дуная, способного принимать морские суда, дало развитие морскому транспорту Молдавии. На территории площадью 120 га, получившей статус свободной экономической зоны, сооружены нефтяной, сухогрузный и пассажирский терминалы, порт, промышленная зона. Речные порты и пристани действуют в Унгенах, Бендерах, Тирасполе, Рыбнице, Дубоссарах. Объём грузоперевозок составил 0,2 млн т (в 2008 и 2020; 2,9 млн в 1990), число перевезённых пассажиров – 0,2 млн человек (2020; 0,1 млн в 2008; 2,5 млн в 1990).
Авиационный транспорт
Регулярное воздушное сообщение в Молдавии появилось в послевоенный период (с 1945). Авиалинии связывали Кишинёв с Москвой, другими крупными городами бывшего СССР и некоторыми городами внутри республики (Бельцы, Чадыр-Лунга, Кагул, Каменка и др.), однако в 1990-х гг. внутреннее авиасообщение прекратилось по причине нерентабельности.
В 1995 г. аэропорт Кишинёва получил статус международного, после реконструкции (в 2000-х гг.) его пропускная способность составляет 5,4 млн пассажиров в год (обслужено 3,0 млн в 2019; 845,9 тыс. в 2008). Авиакомпании выполняют рейсы в государства Европы и Ближнего Востока. Около половины полётов и пассажиропотока приходится на государственную компанию Air Moldova (1993; штаб-квартира в Кишинёве).
Объём грузоперевозок составил 1,3 тыс. т (2020; 0,8 тыс. в 2008; 12,2 тыс. в 1990), число перевезённых пассажиров – 0,4 млн (2020; по 1,6 млн в 2017–2019; 0,5 млн в 2008; 0,9 млн в 1990).