Метод вынужденного выбора
Ме́тод вы́нужденного вы́бора (англ. forced-choice method), исследовательские методики, требующие от испытуемого или респондента выбрать один из предложенных вариантов ответа.
Происхождение понятия
В научно-психологических исследованиях впервые применён в психофизике Г. Т. Фехнером. С тех пор используется почти во всех направлениях психологии, в том числе в исследованиях восприятия, памяти, принятия решений.
Содержание понятия
Самая популярная современная версия метода в когнитивной психологии – двухальтернативный вынужденный выбор (2-alternative forced choice, 2AFP). Используется для принятия решений в задачах восприятия, внимания, памяти.
В исследованиях памяти после фазы запоминания стимулов испытуемому могут предъявлять несколько стимулов, среди которых один – тот, что предъявлялся раньше, а остальные – новые. Задача испытуемого – выбрать старый стимул.
В исследованиях подпорогового восприятия испытуемым предъявляют стимулы на короткое время (так что их очень сложно осознанно воспринять), и задача испытуемых – угадать, какой был предъявлен стимул. С помощью задачи вынужденного выбора было показано, что испытуемые обрабатывают информацию, даже если в задаче свободного отчёта (без заданных исходно вариантов ответа, например: «опишите стимул, который был вам предъявлен») они не могут ничего ответить (Sidis. 1973). Эти результаты дали толчок исследованиям подпорогового восприятия.
2AFP использовался в исследованиях научения с подкреплением у животных (Shimp. 1966). У человека также применялся при изучении научения. В этих исследованиях было показано, например, что время реакции в задаче выбора зависит от количества альтернатив [т. н. закон Хика (Hick. 1952)].
Использование 2AFP привело к накоплению большого количества надёжных поведенческих данных, что позволило создать формальные модели принятия решений. Одна из самых популярных моделей принятия решений – диффузная модель (drift diffusion model), предполагающая постепенное накопление свидетельств до тех пор, пока объём свидетельств не превысит порог одного из двух вариантов ответа. Такая модель позволяет не только предсказывать, какие решения испытуемые принимают в тех или иных условиях, но и время принятия решений.
Задачу вынужденного выбора не следует путать с задачей обнаружения сигнала, которая требует ответа «да» или «нет». В таких задачах испытуемым предъявляется один стимул и предлагается ответить, предъявлен ли сейчас целевой стимул или нет. Задача обнаружения сигнала подвержена разного рода искажениям (например, консервативному критерию принятия решения, т. е. предпочтение ответа «нет»), которые не свойственны методу вынужденного выбора.