Мечеть имени Омара Али Сайфуддина
Мечеть имени Омара Али Сайфуддина. Одна из красивейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе мечетей названа в честь своего основателя Омара Али Сайфуддина III, 28-го султана Брунея. Мечеть имени Омара Али Сайфуддина (Masjid Omar Ali Saifuddien) построена в центре г. Бандар-Сери-Бегавана в 1954–1958 гг. – на берегу реки Бруней в искусственной лагуне. Она стала одной из первых мечетей в Брунее, в образе которой нашла яркое воплощение акватическая теологема современной исламской архитектуры, базирующаяся на идее ассоциативной связи водной составляющей культового здания со священными текстами. Авторы проекта – малайзийское архитектурное бюро Booty, Edwards & Partners и сингапурская мастерская итальянского скульптора Р. Нолли.
В облике сооружения ощутимо влияние стиля могольской архитектуры в сочетании с отдельными элементами ренессансного храмового зодчества (чёткость и лаконизм геометрических форм, усиление роли купола со световым барабаном и др.). Планировка здания на 3000 верующих следует базиликальной структуре с обширным молитвенным залом в центральном нефе, характерной для одного из классических типов мечети. Во внутреннем и внешнем пространстве доминирует огромный купол, покрытый листовым золотом и увенчанный белой конусообразной башенкой. Он покоится на круглой ротонде – барабане с множеством узких вертикальных окон. С северо-восточной стороны к зданию примыкает небольшая галерея, ведущая к главному минарету – самой высокой точке комплекса (высота 52 м). Его устремлённая ввысь четырёхугольная призма заканчивается открытым колонным павильоном с золотым куполом, где находится смотровая площадка.
Объёмно-пространственная композиция мечети построена на сопоставлении полусферы купола и вертикали минарета. Углы прямоугольного здания, его четырёх порталов и минарета обрамляют 8 больших (высота около 28 м) и 12 малых (высота около 12 м) шестигранных башен, повторяющих форму главного минарета. Их стены также облицованы мраморными плитами, прорезаны узкими прямоугольниками окон, а завершающие их ротонды перекрыты золотыми куполами. На светлых плоскостях фасадов молитвенного зала чётко выделяются в нижней части тёмные проёмы окон и порталов в виде больших стрельчатых арок, а в верхней – фризы из вереницы маленьких окон с подковообразными колонками. Мраморные стволы колонн витые, что ассоциируется с традиционным малайским приёмом «калат», или «толстая верёвка»: такой верёвкой нередко обвивали несущие опоры сооружений. Привозной итальянский мрамор широко использован как во внешней, так и во внутренней отделке мечети. Интерьер, помимо этого, декорирован витражами из цветного стекла, среди которых самые впечатляющие – витражи гигантской купольной чаши с геометрическими узорами и арабскими кораническими надписями. Особую роскошь сооружению придают огромные хрустальные люстры со светильниками в виде минаретов, выполненные по заказу султана Брунея английскими мастерами, а также искусно орнаментированные ковры из Саудовской Аравии.
Справа от мечети со стороны лагуны находится большой открытый бассейн для омовений, прямоугольник которого замыкают стены с изящными аркадами витых колонн. Вокруг религиозных зданий разбиты регулярные сады с цветниками, небольшие водоёмы с фонтанами, площади выложены плитами со звёздчатым орнаментом, и вся территория комплекса окружена 560-метровой узорчатой металлической оградой. Связь мечети с водной стихией усилена изогнутым мостом, переброшенным от полуострова почти до центра лагуны. Там установлена мраморная ладья с поднятым носом, похожим на голову фантастической птицы, и тремя лёгкими открытыми павильонами. Сооружённая в 1967 г. в ознаменование 1400-летия ниспослания Корана, ладья считается копией королевской лодки Махлигай, принадлежавшей султану Болкиаху (правил приблизительно между 1485 и 1524). Другой мост ведёт в район Кампонг-Айер (буквально – водная деревня), свайные дома которого построены на водах реки Бруней.