Марш (военное дело)
Марш (франц. marche – шествие, движение вперёд), организованное передвижение соединений, частей и подразделений в колоннах своим ходом на штатных и приданных транспортных средствах или в пешем порядке по дорогам и колонным путям в целях прибытия в назначенный район или на указанный рубеж в установленное время в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи. Основной способ передвижения соединений, частей и подразделений.
К другим способам передвижения войск относятся: перевозки различными видами транспорта (например, трейлерами, железнодорожным, морским, речным, воздушным); комбинированный способ (сочетание разных способов передвижения, проводимых одновременно либо последовательно).
Передвижение комбинированным способом может осуществляться одновременно или последовательно: одновременно – когда одна часть сил соединения (части, подразделения) совершает марш, а другая – перевозится железнодорожным, водным или воздушным транспортом; последовательно – когда соединение (часть, подразделение) в полном составе сначала перевозится каким-либо одним или несколькими видами транспорта, а затем совершает марш или наоборот.
Обычно гусеничная и другая тяжёлая техника, особенно с малым запасом хода, перевозится, а подразделения совершают передвижение своим ходом на автомобилях и колёсных бронетранспортёрах.
Цели марша достигаются выполнением тактических задач, основными из которых являются: вытягивание колонн, создание походного порядка и организация походного охранения; передвижение в колоннах; занятие районов привалов (отдыха) и расположения в них; преодоление барьерных рубежей, зон радиоактивного, химического и биологического заражения, разрушений, пожаров, затоплений, дистанционно установленных минных полей; ведение борьбы с десантно-диверсионными силами противника; расположение в районе сосредоточения (развертывание и выход на указанный рубеж). Содержание тактических задач может изменяться в зависимости от условий оперативно-тактической обстановки.
В зависимости от задачи соединений, частей и подразделений, удаления от противника марш может совершаться в условиях предвидения вступления в бой с противником или вне угрозы столкновения с ним. Он должен совершаться организованно, скрытно, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в ходе боевых действий и в глубоком тылу своих войск – и днём. По направлению марш может осуществляться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл.
Для условий осуществления передвижений в настоящее время стали характерны: ограниченность сроков на подготовку к передвижению; большая вероятность разрушений на дорогах; появление участков дистанционного минирования и участков разрушения полотна дорог с твёрдым покрытием до уровня невозможности движения по ним; создание зон затопления обширных районов местности; высокая вероятность нанесения ударов авиации и внезапного нападения противника (десантов, диверсионно-разведывательных групп) на колонны; необходимость совершения передвижения (марша) в короткие сроки и в готовности к резким изменениям направления движения и районов сосредоточения. Всё это будет требовать тщательного учёта таких условий и соответствующей подготовки.
К основным показателям марша относятся: протяжённость (глубина для объединений) марша, количество маршрутов (ширина полосы движения для объединений), продолжительность марша и маршевые возможности (величина суточного перехода и средняя скорость движения).
Под маршевыми возможностями подразделений понимается их способность преодолевать своим ходом в течение одних суток максимально возможное расстояние при сохранении боеспособности и полной готовности к выполнению поставленной задачи. Маршевые возможности во многом зависят: от поставленных задач, характера воздействия противника, маршевой выучки подразделений, эксплуатационных характеристик и технического состояния машин [запаса хода по моторесурсам – из расчёта расхода горюче-смазочных материалов только его штатных возимых запасов и по гусеницам для каждой БМП (танка, машины) может составлять 5–7 тыс. км], количества и состояния маршрутов, погоды, времени года и суток.
В зависимости от условий совершения марша величина суточного перехода может составить 200–250 км и более. На величину суточного перехода влияют средняя скорость движения и общее время движения колонны в течение суток. Опытом войн, современных вооружённых конфликтов и учений установлено, что механики-водители (водители) сохраняют высокую работоспособность при движении до 10–12 ч в течение суток. Марш протяжённостью более одного суточного перехода – марш на большое расстояние.
Средняя скорость движения на марше определяется отношением расстояния суточного перехода к общему времени движения, исключая время на привалы, вытягивание колонн и сосредоточение. Она должна соответствовать дорожным условиям, возможностям и техническому состоянию вооружения и военной техники, а также уровню подготовленности и мастерства водительского состава.
Для совершения марша соединению обычно назначаются один-два основных и один запасный маршруты движения; кроме того, назначаются рокадные маршруты движения. Запасные и рокадные маршруты движения подготавливаются одновременно с основными и используются по указанию командира соединения. В зоне активного воздействия противника количество маршрутов может увеличиваться. Части и подразделения обычно совершают марш в колонне главных сил соединения (части) по одному маршруту.
Для своевременного и организованного начала и совершения марша назначаются исходный рубеж (при движении по одному маршруту – пункт) и рубежи (пункты) регулирования. Удаление исходного рубежа (пункта) должно обеспечивать вытягивание колонн батальонов (дивизионов) из района расположения войск, достижение ими установленной скорости движения и может составлять 5–10 км. Рубежи (пункты) регулирования назначаются через каждые 3–4 ч движения, а также по барьерным рубежам и в начале каждого суточного перехода, которые для соединения (части) являются одновременно исходным рубежом для начала движения (марша) на очередном суточном переходе.
Районы отдыха (привалы) назначаются для приёма пищи и отдыха личного состава, технического обслуживания, ремонта вооружения и военной техники, дозаправки машин, пополнения запасов ракет, боеприпасов и других материальных средств.
В конце каждого суточного перехода назначается район дневного (ночного) отдыха, а через каждые три-пять суточных переходов может назначаться суточный отдых. Продолжительность пребывания соединения (части, подразделения) в районе отдыха при совершении длительных маршей (на большое расстояние) должна быть не менее 6 часов.
Привалы назначаются через 3–4 ч движения продолжительностью до 1 ч, во второй половине суточного перехода – один привал продолжительностью до 2 ч.
Районы отдыха (привалов) должны обеспечивать рассредоточенное размещение воинских частей (подразделений), их маскировку, защиту от ударов разведывательно-ударных систем и других средств поражения противника, а также быстрое выдвижение воинских частей (подразделений) для продолжения марша.
Походный порядок соединения (части), совершающего марш в предвидении вступления в бой, в зависимости от полученной задачи, условий обстановки, замысла предстоящих действий и количества маршрутов, как правило, включает передовой отряд, походное охранение, отряды обеспечения движения, колонну главных сил, колонну воинских частей (подразделений) технического, тылового и медицинского обеспечения.
Походный порядок батальона (роты), совершающего марш в предвидении вступления в бой, строится с учетом полученной задачи, замысла предстоящих действий и места в походном порядке соединения (полка, батальона). При действии в передовом отряде (авангарде) походный порядок батальона включает: походное охранение, колонну главных сил, взвода обеспечения и медицинского взвода; роты в головной походной заставе – походное охранение, колонну главных сил.
Походный порядок для марша вне угрозы столкновения с противником строится с учётом удобства движения, достижения высокой скорости, наименьшего напряжения сил личного состава и сохранения боевой техники.
Походный порядок соединения (части) для марша вне угрозы столкновения с противником создаётся с учётом достижения максимальной скорости, а также защиты от ядерного и высокоточного оружия. Для гусеничных машин может назначаться отдельный маршрут движения. Состав походного охранения и его удаление от главных сил могут быть меньшими, чем на марше в предвидении вступления в бой.
Походный порядок батальона, совершающего марш в составе главных сил соединения, включает колонны главных сил, подразделений технического обеспечения и тыла. Конкретное место тех или иных подразделений в походном порядке батальона (роты) и состав определяется содержанием их задач на марше и по прибытии в район предназначения.
До начала марша организуется и развёртывается комендантская служба на путях вытягивания войск в колонны, на маршрутах движения, в районах отдыха и сосредоточения. На марше войска строго соблюдают установленный порядок, дистанцию, меры безопасности и маскировки. В местах отдыха войска сходят с дорог и размещаются в назначенных им районах. Марш заканчивается в конечном пункте (рубеже, районе) сосредоточения войск.
Подготовка и совершение марша в особых условиях (в северных районах и зимой, в лесисто-болотистой местности, в горных и пустынных районах) осуществляется по общим правилам, но с учётом конкретной местности.
В целях обеспечения своевременного передвижения, сосредоточения, развёртывания и размещения войск и других формирований, а также поддержания общего порядка в районах их размещения или действия организуется комендантская служба.
На неё возлагаются: регулирование движения на маршрутах, переправах, проходах в заграждениях, разрушениях и на загрязнённой (заражённой) местности; обеспечение организованного перемещения пунктов управления, снабжения и медицинского обслуживания; контроль за доставкой и передвижением специальной техники, материалов и снаряжения; охрана маршрутов и объектов на них; организация борьбы с диверсиями, террористическими актами, преступлениями; ведение радиационного и химического наблюдения на маршрутах; поддержание установленного порядка поведения, передвижения и при необходимости эвакуация местного населения из районов чрезвычайных ситуаций.