Логомания
Логома́ния (англ. logomania), экстенсивное использование логотипа при разработке дизайна продукта. Чаще всего термин используется при обсуждении моды в отношении одежды и аксессуаров.
Каждый бренд имеет собственную айдентику: фирменный логотип, шрифт, цветовую палитру, узор. Эти элементы необходимы для узнаваемости и запоминаемости марки. Дизайнеры часто прибегают к повторяющемуся использованию логотипа или его многократному увеличению. Такой узор предельно прост в разработке, а также служит символом высокого статуса и/или богатого наследия компании.
Логотип, как значимый элемент брендинга, обеспечивает идентичность корпорации. Он необходим не только для лёгкого различения продукции разных компаний, но и для визуального воплощения ценностей марки.
Экстенсивное использование логотипа объясняется двумя причинами. Во-первых, брендированный узор притягивает внимание потребителей. Во-вторых, агрессивный брендинг более эффективен в коммуникации. Информация о ценности предметов с аскетичным дизайном считывается знающими людьми, тогда как экстенсивный брендинг не имеет ограничений в аудитории. Таким образом, обильное использование логотипов – «логомания» – способ манифестации престижа.
По одной версии, прародитель логомании – Ж. Виттон, сын французского дизайнера и основателя одноимённого бренда Л. Виттона. В 1896 г., спустя 4 года после смерти отца, Жорж решил почтить его память и разработал новый дизайн фирменного продукта марки – транспортного сундука. Премиальный багаж был украшен монограммой: инициалами L. V. и четырёхлепестковыми цветами. Премиальные аксессуары для путешествий стали маркером богатства и высокого статуса их обладателей: сообщение считывалось благодаря узнаваемому узору.
Согласно другой версии, феномен логомании возник в 1980-х гг. Логомания соответствовала эстетике эпохи Рейгана. Знаменитые модные дома – Christian Dior, Versace, Gucci и др. – представили свои версии монограмм. Позднее к ним присоединились марки middle-сегмента модных домов: Tommy Hilfiger, GUESS, Juicy Couture и пр. Теперь логотипы были везде.
Решающую роль в становлении тренда сыграл Д. Дэй, известный как Деппер Дэн – модельер родом из Гарлема. Целевой аудиторией Дэна были состоятельные афроамериканцы. Основной долей его клиентов являлись известные музыканты и представители преступного мира. Дизайнер разрабатывал уникальные силуэты с использованием контрафактных тканей, переосмысляя феномен всеобщего помешательства на брендах и высокой моды в целом.
Тренд поддерживали не только элиты, обладавшие ресурсами для покупки дорогостоящих предметов гардероба. В 1980-е гг. наблюдался повышенный спрос на поддельную продукцию, покрытую логотипами. Обилие узнаваемых эмблем в образе было способом сообщить о принадлежности к узкому кругу обеспеченных лиц.
Закат логомании случился в 2008 г. в связи с мировым финансовым кризисом. «Нарциссизм» брендов перестал считаться визуально привлекательным. На смену открытой демонстрации богатства пришла концепция stealth wealth: приоритетом стало качество кроя и материалов, в моду вошёл минимализм.
Тренд на повсеместное использование логотипов вернулся в конце 2010-х гг. Причиной тому усилившаяся ностальгия по 2000-м гг., распространение streetwear-эстетики, а главное – «инстаграмизация» (Instagram принадлежит корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации) индустрии моды. Вещи, покрытые брендированным узором, эффектно смотрятся в публикациях социальных сетей, но не всегда повышают спрос на продукцию марки.
Отношение к логотипам трансформировалось. Хотя они по-прежнему служат воплощением высокого статуса и финансового благополучия, сегодняшнее fashion-сообщество в лице покупателей и производителей воспринимает их с иронией. Ныне использование брендовой айдентики – это не только стратегическое или стилистическое решение, способ коммуникации, но и символ примитивизации дизайна.