Люлька Архип Михайлович
Лю́лька Архи́п Миха́йлович [10(23).3.1908, село Саварка, Киевская губерния, ныне Богуславский район, Киевская область, Украина – 1.6.1984, Москва], российский конструктор авиационных двигателей, один из основоположников теории воздушно-реактивных двигателей, академик АН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1957). Окончил Киевский политехнический институт (1931). В 1933–1939 гг. преподавал в Харьковском авиационном институте, занимался проблемой применения газовой турбины в качестве авиационного двигателя и работал над проектом турбореактивного двигателя (ТРД) с центробежным компрессором. В 1939–1941 гг. разработал конструктивную схему турбореактивного двухконтурного двигателя (явилась прототипом ныне существующих схем), проект опытного образца ТРД с осевым компрессором. В 1941–1942 гг. работал на танковом заводе в Челябинске, с 1943 г. продолжил работы по созданию первого отечественного ТРД. С 1946 г. главный конструктор ОКБ-165 (ныне НПО «Сатурн» его имени) по разработке и созданию отечественного ТРД; с 1957 г. генеральный конструктор. В 1947 г. первый ТРД (ТР-1) прошёл государственные испытания. По решению Правительства СССР последующие двигатели, созданные в ОКБ, стали именоваться по его инициалам «АЛ» (Архип Люлька). В последующие годы под руководством Люльки создан ряд ТРД (АЛ-5, АЛ-7, АЛ-21Ф, АЛ-31Ф и их модификации), применявшихся на самолётах П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, Г. М. Бериева, А. Н. Туполева. Самолёты, оснащённые двигателями Люльки, в 1950–1960-х гг. установили более 20 мировых рекордов; на фронтовом истребителе Су-27 с двигателем АЛ-31Ф в 1986–1988 гг. установлено свыше 30 мировых рекордов. В 1950–1960 гг. преподавал в МАИ (профессор с 1954). В 1967–1984 гг. председатель комиссии АН СССР по газовым турбинам. А. М. Люлька научно обосновал целесообразность создания ТРД для скоростных самолётов, разработал теорию и предложил метод их расчёта; определил границы применимости ТРД по максимальным скоростям полёта; обосновал преимущества осевых компрессоров перед центробежными; впервые ввёл понятие коэффициента восстановления давления воздуха во входном устройстве самолётной силовой установки с ТРД; разработал метод расчёта коэффициента полезного действия газовой турбины с учётом выходной скорости газов; ввёл понятие полного полётного коэффициента полезного действия ТРД и др.
Ленинская премия (1976), Сталинские премии 3-й степени (1948), 1-й степени (1951).
Награждён орденами Ленина (1947, 1957, 1966), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1945, 1975).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.