Лессепс Фердинанд де
Лессе́пс Фердина́нд де, Фердинанд, виконт де Лессепс (Ferdinand, vicomte de Lesseps) (19.11.1805, Версаль – 7.12.1894, замок Ла-Шене, коммуна Гийи, департамент Эндр), французский дипломат и предприниматель, инициатор и руководитель строительства Суэцкого и Панамского каналов.
По отцовской линии Лессепс происходил из зажиточной гасконской семьи, корни которой уходят в 16 в. Род Лессепсов был аноблирован только при Людовике XVI, а отец Лессепса, Матьё де Лессепс (1774–1832), получил от Наполеона I титул «граф Империи». Мать Лессепса, испанка Катрин де Гревинье, по материнской линии приходилась тёткой графине де Монтихо, матери будущей императрицы Евгении – супруги Наполеона III. Это, пусть и не самое близкое, родство сыграло важную роль в судьбе Лессепса в период Второй империи.
Детские годы Лессепс провёл в Италии, где его отец служил в посольстве Франции. Дипломатами были многие члены семейства Лессепс; следуя этой традиции, по завершении учёбы в престижном парижском лицее Генриха IV Лессепс поступил в дипломатическую службу, где провёл более двадцати лет. В 1825–1827 гг. он служил помощником вице-консула в Лиссабоне; французским поверенным в делах в Португалии был его дядя, Бартельми де Лессепс. В 1828 г. Лессепс получил назначение на должность помощника вице-консула в Тунисе, где его отец в то время занимал пост генерального консула. В 1830 г. он был прикомандирован к генералу Б. Клозелю (1772–1842), командовавшему французскими войсками, вторгшимися в Алжир. В 1832 г. Лессепс был назначен вице-консулом в Александрию, год спустя – консулом в Каир, затем вернулся в Александрию в качестве генерального консула (до 1837). В Египте Лессепс установил доверительные отношения с египетским вице-королём Мухаммедом Али. В распоряжение Лессепса попали документы научной экспедиции, организованной генералом Бонапартом во время его Египетского похода для изучения перспектив строительства Суэцкого канала; эта идея надолго овладела воображением молодого французского дипломата. В последующие годы Лессепс служил на консульских постах в Роттердаме, Малаге и Барселоне. В 1848–1849 гг. занимал пост полномочного министра (посланника) в Мадриде; позднее представлял Францию в Риме, где в начале 1849 г. разгорелся конфликт между папой Пием IX и молодой Римской республикой. Французское военное вмешательство в этот конфликт на стороне Святого Престола вызвало ожесточённые нападки левой парламентской оппозиции на Лессепса, который демонстративно ушёл в отставку с поста посланника Французской республики в Риме.
Оставив дипломатическую службу, Лессепс вернулся к своим давним мечтам о строительстве Суэцкого канала, который мог бы соединить через акваторию Средиземного моря Атлантический и Индийский океаны, что создало бы кратчайший водный путь из Европы в Южную Азию. Долгое время мечты Лессепса не находили понимания, пока в 1854 г. египетский трон не занял его старый друг, Саид-паша. Новый вице-король Египта предложил Лессепсу лично обсудить этот план. Перед поездкой в Египет Лессепс встретился с влиятельными людьми из окружения императора Наполеона III и получил одобрение на переговоры с Саид-пашой. В начале ноября 1854 г. Лессепса радушно принял Саид-паша, а уже 30 ноября вице-король подписал текст концессии на строительство канала, подготовленный Лессепсом и одобренный Наполеоном III.
В соответствии с достигнутой договорённостью, для реализации грандиозного плана строительства канала создавалось международное акционерное общество, в котором 44 % акций отдавались Египту, 56 % – французским акционерам. По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту – 15 %, основателям компании – 10 %. Некоторое время ушло на утверждение проекта султаном Абдул-Меджидом, в чьей вассальной зависимости находился Египет. Строительство Суэцкого канала началось в 1859 г. Работы велись на протяжении почти 10 лет. Торжественное открытие канала состоялось 17 ноября 1869 г. в присутствии императрицы Евгении (супруги Наполеона III) и императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I. Заслуги Лессепса в осуществлении этого грандиозного проекта были отмечены Большим крестом ордена Почётного легиона (1869). Император Наполеон III хотел даровать Лессепсу титул герцога Суэцкого (Duc de Suez), но не успел осуществить это намерение в связи с падением в сентябре 1870 г. Второй империи. После завершения строительства Суэцкого канала Лессепс выступил с инициативой строительства тоннеля под Ла-Маншем, опередив время на целое столетие.
В 1873 г. Лессепс был избран членом Французской академии наук, в 1884 г. – членом Французской академии. В 1881 г. Лессепс возглавил Географическое общество Франции. Популярность Лессепса, которого на родине называли «Великим французом», распространилась по всему Старому и Новому свету. Многие иностранные зарубежные научные общества и академии избрали его своим почётным членом; среди них – Императорское Русское географическое общество. В Порт-Саиде (Египет) ему был воздвигнут памятник (1899).
Высокая репутация Лессепса была подорвана в ходе реализации второго грандиозного проекта с его участием – Панамского канала. В 1879 г. Лессепс возглавил акционерное общество «Панама», которое привлекло для финансирования строительства канала инвестиции на общую сумму в 1,3 млрд франков. Из-за недобросовестности и недостаточной компетентности руководителей строительства, а также из-за многочисленных злоупотреблений на строительных работах Панамская компания несла постоянные убытки, которые в 1889 г. привели к её банкротству, следствием чего стало разорение десятков тысяч миноритарных акционеров (по некоторым сведениям, их число превышало 300 тыс. человек). Судебное расследование, растянувшееся на три с лишним года, помимо прочего, обнаружило, что руководство акционерного общества «Панама» годами выплачивало взятки министрам, сенаторам, депутатам и редакторам газет с целью предотвращения публичного скандала с перерасходом и расхищением финансовых средств. С того времени в международном политическом лексиконе утвердилось понятие «Панама», означающее крупную финансово-политическую аферу.
Расследование не выявило непосредственного участия Лессепса в коррупционных схемах, но возложило на него и его сына Шарля, вице-президента Панамской компании, ответственность за её банкротство и срыв проекта, который за 10 лет был реализован лишь на 25 %. Суд приговорил 87-летнего Лессепса к 5 годам тюремного заключения, от которого он был освобождён по состоянию здоровья (прогрессировавшая деменция). К 5 годам заключения был приговорён и Лессепс-младший, отсидевший лишь часть этого срока. Ф. де Лессепс умер в фамильном замке Ла-Шене.