Легостаев Виктор Павлович
Легостáев Ви́ктор Пáвлович (6.6.1931, Москва – 8.1.2015, там же), советский и российский учёный в области систем управления и навигации космических объектов различного назначения, управления ракетно-космическими средствами выведения и доставки космических объектов, конструктор ракетно-космической техники. Академик Российской академии наук (РАН) (2003), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1996).
Родился и вырос в Москве, в семье дипломатических работников. В 1955 г. окончил с отличием факультет машиностроения (ныне факультет специального машиностроения) Московского высшего технического училища (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана) и по распределению был принят в Научно-исследовательский институт № 1 (НИИ-1, руководитель – М. В. Келдыш; ныне Государственный научный центр Российской Федерации «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша»), где до 1960 г. работал над проблемой устойчивости крылатых ракет с учётом упругости их конструкции. В составе коллектива, возглавляемого Б. В. Раушенбахом, начал заниматься теорией управления космическими аппаратами (КА). При его участии была разработана первая в СССР система активной ориентации для автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-3», которая впервые в мире передала на Землю изображение обратной стороны Луны (1959).
В 1960 г. переведён в Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1, ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва), где продолжались работы по подготовке и запуску первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток». Легостаев предложил систему ориентации корабля, которая обеспечила надёжный спуск его возвращаемого аппарата с орбиты искусственного спутника Земли.
В 1961–1974 гг. Легостаев прошёл путь от заместителя начальника отдела до заместителя начальника научно-производственного комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, переименованного из ОКБ-1). При его участии созданы системы ориентации и управления движением КА, в числе которых АМС «Марс», «Венера», спутник-разведчик «Зенит», спутник связи «Молния-1», пилотируемые космические корабли «Восход», «Союз» и др. При этом впервые в мировой практике решены сложнейшие научно-технические задачи, связанные с созданием систем управления и навигации КА:
созданы научные основы теории проектирования систем управления КА;
построены структуры и выполнен анализ динамики автоматических систем ориентации КА и ручных систем управления пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций;
выполнены анализ и синтез систем автоматического и ручного сближения и причаливания космических кораблей;
исследована динамика движения космических объектов типа пилотируемых орбитальных станций с гиросиловыми системами стабилизации (гиродинами) и сформулированы законы управления такими объектами;
выполнен анализ устойчивости движения больших упругих конструкций применительно к многомодульным орбитальным станциям.
В 1974–1989 гг. Легостаев возглавлял научно-производственный комплекс по системам управления в НПО «Энергия» (образовано в 1974 на основе ЦКБЭМ). В этот период под его руководством и при непосредственном участии впервые в мировой практике созданы:
система автоматического управления сближением и причаливанием на околоземной орбите грузовых космических кораблей «Прогресс», пилотируемых орбитальных станций «Салют» и «Мир»;
система управления пилотируемого космического корабля «Союз-19» для советско-американской экспериментальной программы «Союз» – «Аполлон» (ЭПАС);
комплексная, многофункциональная, адаптируемая и практически безрасходная система управления постоянно наращиваемой пилотируемой орбитальной станции «Мир», обеспечившая надёжное управление её ориентацией в течение 15 лет.
Как руководитель рабочей группы ЭПАС по системам управления от советской стороны Легостаев внёс большой вклад в успешное осуществление в 1975 г. этой программы.
В 1989–2015 гг. Легостаев занимал руководящие должности в НПО «Энергия» (с 1994 Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва): первый заместитель генерального конструктора, вице-президент, первый заместитель руководителя Головного конструкторского бюро, главный научный консультант, председатель Научно-технического совета, в 2014–2015 гг. генеральный конструктор. Он внёс весомый вклад в сохранение и развитие научно-технического потенциала отечественной космонавтики, являясь одним из руководителей ряда крупных национальных и международных проектов, в числе которых:
многоразовая транспортная космическая система «Энергия» – «Буран»;
российско-американская программа «Мир» – «Шаттл»;
российский сегмент Международной космической станции;
ракетно-космический комплекс морского базирования «Морской старт»;
автоматические КА повышенной эффективности на базе универсальной негерметичной платформы;
система спутниковой связи «Ямал»;
создание протезно-ортопедических изделий общего назначения (конверсионная программа).
Исключительное значение для отечественной ракетно-космической отрасли имела плодотворная научная и педагогическая деятельность Легостаева. Он автор и соавтор свыше 250 научных работ и изобретений, внёсший значительный вклад в развитие практической космонавтики, космической и ракетно-космической техники. Получил заслуженное признание среди российских и зарубежных коллег.
В корпорации «Энергия» он возглавлял научную школу, творчески решающую сложнейшие задачи создания уникальных систем управления движением и навигации перспективных космических объектов различного назначения, ракетно-космических средств выведения и доставки космических объектов. Представители этой научной школы – 2 академика РАН (Е. А. Микрин, В. А. Соловьёв), 29 докторов и 180 кандидатов наук. При активном участии Легостаева в корпорации «Энергия» создана эффективная система подготовки научных кадров, в том числе диссертационный совет и аспирантура.
В Российской академии наук с 1997 г. являлся членом отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления (секция проблем машиностроения и процессов управления), входил в состав Совета РАН по космосу. В 2012–2014 гг. активно работал в оргкомитете Академических чтений по космонавтике, регулярно проводимых в МГТУ имени Н. Э. Баумана.
В Московском физико-техническом институте с 1956 г. преподавал на факультете аэрофизики и космических исследований (с 1991 профессор), заведовал кафедрой управления движением (ныне кафедра аэрофизической механики и управления движением), в 2014 г. основал лабораторию перспективных систем управления.
Действительный член Международной академии астронавтики и Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского.
Награждён орденом Ленина (1976), орденом Трудового Красного Знамени (1961), медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «В Память 850-летия Москвы» и др.
Лауреат Ленинской премии (1966), Государственной премии СССР (1989), Государственной премии Российской Федерации (1999), премии Правительства Российской Федерации (2003 и 2009), премии имени Б. Н. Петрова РАН (1995), премии «Триумф» (2010), премии имени К. Э. Циолковского (2014).
Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в г. Балашиха Московской области.
Именем академика В. П. Легостаева названа улица в г. Королёв Московской области.