Leclerc (танк)
Leclerc («Леклерк»), основной танк Вооружённых сил (ВС) Франции. Является базовой боевой гусеничной платформой для разработки различных бронированных объектов. Танк создан концерном GIAT (ныне Nexter) для замены устаревшего танка AMX-30. Серийное производство начато в 1992 г. Согласно техническому заданию, танк должен был противостоять основным и перспективным танкам советского и российского производства. Он выполнен по классической компоновочной схеме, с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным – в кормовой. Экипаж состоит из командира, наводчика и механика-водителя. Установленный автомат заряжания позволил уменьшить экипаж до 3 человек. Танк Leclerc способен защитить свой экипаж от оружия массового поражения благодаря противорадиационным материалам и фильтрам, имеется автоматическая система пожаротушения и датчик оповещения о лазерном облучении, который позволяет обнаруживать наведение оружия противника на танк.
Корпус и башня танка изготовлены из композитной брони, в которой используются керамические материалы и многослойная стальная преграда. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными экранами, а в передней части на шарнирах навешены ещё и стальные короба шириной 200 мм. Этой разнесённой бронировкой прикрыты передние пары катков, направляющие колёса и рабочее место механика-водителя. Низкий профиль двухместной башни и плотная компоновка позволили не только уменьшить габариты и массу танка, но и использовать эти качества для повышения его защищённости.
Основным новшеством стала модульная конструкция броневой защиты. Её элементы навешиваются на несущий коробчатый каркас. Считается, что это позволит легко заменять повреждённые и простреленные модули, ремонтировать танк в полевых условиях и дорабатывать в течение срока службы, монтируя новые секции, с более эффективной защитой. При создании машины особое внимание было уделено усилению защиты крыши башни – прежде всего от перспективных противотанковых средств, поражающих танк сверху.
В качестве основного вооружения на танке используется французская 120-мм гладкоствольная пушка CN 120–26 с длиной ствола 52-го калибра. Боеприпасы взаимозаменяемы с другими гладкоствольными пушками НАТО того же калибра. Для обслуживания стрельбы используется автомат заряжания с транспортёром ленточного типа на 22 унитарных выстрела. Автоматика способна обеспечить скорострельность 10–12 выстрелов/мин как с места, так и в движении. Снаряжение ячеек конвейера ведётся снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки в виде вращающегося барабана на 18 выстрелов, размещённого в корпусе справа от механика-водителя. При этом нет необходимости распределять боеприпасы по типам, т. к. автомат снабжён считывающим устройством, которое подсоединено к процессору, способному распознать не менее пяти типов боеприпасов.
Отсек пушки и автомата заряжания отделён от рабочих мест командира и наводчика герметичными стенками. Закрытый пушечный отсек снижает загазованность башни при стрельбе и избавляет танкистов от риска попасть под казённик орудия при отдаче или на ходу, когда работает стабилизатор и пушка качается в вертикальной плоскости. Управление башенными приводами ведётся с помощью электромоторов постоянного тока, более компактных и экономичных по сравнению с гидравлической системой и электрогидроприводами, от которых они выгодно отличаются ещё и пожаробезопасностью. Кроме того, их применение позволяет уменьшить время наведения пушки (поворот башни на 180° осуществляется за 5 с), повысить точность стрельбы, вести скрытое наблюдение и до минимума снизить воздействие угловых и линейных перемещений шасси на башню и вооружение. Угол возвышения пушки +20°, угол склонения –8°. В качестве вспомогательного вооружения на танке используется спаренный 12,7-мм пулемёт. Второй пулемёт, калибра 7,62 мм, устанавливается на башне сверху – у люка наводчика или командира. В корме башни смонтирована гранатомётная установка Galix, включающая 2 блока по 9 гранатомётов (80-мм) , размещённых по бортам кормовой части башни. Их боекомплект включает 4 дымовые гранаты, создающие на дальности 30–50 м завесу в видимом и ИК-диапазоне, 2 тепловые ловушки, выстреливаемые вверх для отвлечения противотанковых управляемых ракет с тепловыми головками самонаведения, и 3 противопехотные гранаты массой по 5 кг. Каждая такая граната при взрыве поражает открытую пехоту противника в радиусе 15–30 м вокруг танка.
Танк Leclerc снабжён танковой информационно-управляющей системой (ТИУС). В состав ТИУС входят бортовая электронно-вычислительная машина (ЭВМ), связанная с основными агрегатами танка и дублирующая танковый баллистический вычислитель, электронная автоматика управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, противопожарной системой, навигационная инерциальная система с коррекцией от спутникового комплекса Navstar, система связи с телефонным и факсимильным режимами и псевдослучайным изменением рабочей частоты, защищающим от средств радиоэлектронной борьбы противника. ТИУС выдаёт экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных маршрутах движения, работе узлов и агрегатов, расходе боеприпасов и топлива, ведёт обмен информацией (приём и передачу) с другими танками и командным пунктом о состоянии машины и тактической обстановке. Все данные выводятся в виде буквенно-цифровых символов, бланков и карт на цветные дисплеи. О неисправностях и изменении обстановки экипажу голосом сообщит речевой информатор, имеющий в запасе памяти 600 команд.
Все электронные системы машины объединены в одну сеть. Её основой является единая шина цифровых данных, имеющая 32 входных канала, к которой подключены блоки системы управления огнём (СУО). Ею управляет ЭВМ СУО с двумя процессорами, выдающая данные и учитывающая поправки для стрельбы, а также контролирующая работу узлов. СУО, благодаря быстродействию агрегатов, достигает достигает готовности к бою через 1 мин после включения, позволяет вести огонь в движении по пересечённой местности со скоростью до 36 км/час, а с места за 1 мин поразить 6 разных целей. Командир танка может продолжать поиск целей при ведении огня, передавая их на прицел наводчика. С СУО сопряжены 8 перископических приборов наблюдения командира, обеспечивающих круговой обзор. У наводчика таких приборов – 3, они служат не только для наблюдения, но и для наведения пушки. Обнаружив цель с любой стороны, нажатием кнопки на приборе можно развернуть башню и пушку в направлении его линии визирования.
Высокая проходимость, подвижность и маневренность танка обеспечивается высокофорсированным многотопливным двигателем жидкостного охлаждения V-8 X 1500 с системой турбонаддува. Двигатель представляет собой своеобразный симбиоз двигателя внутреннего сгорания и газовой турбины, общей мощностью 1500 л. с. Турбокомпрессор ТМ-307В может использоваться независимо от основного двигателя как автономный 12-сильный источник энергии или стартёр для запуска дизеля. Комбинированная силовая установка позволяет танку Leclerc развить максимальную скорость 71 км/ч и иметь запас хода 550 км. Моторно-трансмиссионное отделение включает автоматическую гидромеханическую трансмиссию ESM500 с пятью передачами вперёд и двумя назад, механизмы поворота, тормоза и система охлаждения, смонтированы в едином силовом блоке с двигателем. Удачная компоновка и рациональное крепление позволяют заменить блок всего за 30 мин техниками средней квалификации. Подвеска каждого опорного катка индивидуальная, гидропневматическая. Узлы подвески с ходом 300 мм вынесены наружу корпуса для улучшения условий их работы и обслуживания. Гусеница с резино-металлическим шарниром имеет обрезиненную беговую дорожку и съёмные резиновые «башмаки» на траки для движения по дорогам. Танк имеет возможность без подготовки преодолеть брод глубиной до 1,5 м.
Танк эксплуатируется ВС Франции, Объединённых Арабских Эмиратов, Иордании.
В ходе эксплуатации танк модернизируется. Требование к модернизации заключается в сохранении в строю основных боевых танков до 2040 г., пока не появятся машины нового поколения. Всего планируется модернизировать 200 танков. Первый этап запланирован на 2024 г., второй – на 2025 г., а в 2028 г. программа модернизации должна завершиться.
Во время модернизации танк получит дистанционно управляемый боевой модуль FN Herstal T2B с 7,6-мм пулеметом. 120-мм пушка останется, но в её боекомплект войдут новые типы снарядов. Кроме того, модернизированный танк Leclerc получит индекс XLR и его интегрируют в сеть управления французской армией Scorpion и оснастят автоматизированной системой боевого управления поля боя (SICS) и комплексом связи Thales Contact.