Курицын Вячеслав Николаевич
Кури́цын Вячесла́в Никола́евич (псевдоним Андрей Тургенев) (род. 10.4.1965, Новосибирск), российский литературный критик, прозаик, поэт.
Родился в семье инженеров. С 1982 г. жил в Свердловске (ныне Екатеринбург). Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета (1989), аспирантуру Российского государственного гуманитарного университета (1995). Первая критическая публикация – в журнале «Урал» (1987, № 6). Дебютировал как прозаик рассказом «Пейзаж проходит…» («Голос». 1990, № 1). В конце 1980-х – начале 2000-х гг. печатался в газетах «Вечерний Свердловск», «КЛИП», «Литературная газета», «Сегодня», «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Русский телеграф» и других, журналах «Матадор», «Прочтение», «Дружба народов», «Знамя», «Искусство кино», «Литературное обозрение», «Новое литературное обозрение», «Новый мир», «Октябрь». Автор сайта «Современная русская литература с Вячеславом Курицыным» (декабрь 1998 – август 2002). В 1990–2000-е гг. редактор газет «КЛИП» (Екатеринбург), «Московская альтернатива» и «Неофициальная Москва», журнала «Активист» (Санкт-Петербург), сайта ozon.ru. Организатор и Президент гуманитарной конференции «Курицынские чтения» (УрГУ, 1997, 1999, 2001, 2003).
Один из кураторов выставки новейшего российского искусства «Давай! Davaj!» [2002; выставочный зал «Постфурамт», Берлин; Музей прикладного искусства (МАК), Вена]. В 2017 г. выступил автором инсталляций с использованием архивных материалов в московском Музее современного искусства «Гараж» (на выставке «По направлению к источнику» сопоставил публикации российских газет начала 20 в. и собственные газетные статьи 1990-х гг.) и в Музее истории Санкт-Петербурга (в рамках выставки «Тихие голоса», основанной на исторических источниках по блокаде Ленинграда 1941–1944 гг., создал аудиоинсталляцию «Комфортное чтение»).
Основатель и ведущий поэтического слэма в Москве и Петербурге (с 2001). Автор спектаклей в Театре.doc (2002) и Екатеринбургском ТЮЗе (2003). Основатель и совладелец клуба «Платформа» (Санкт-Петербург, 2004–2006). Составитель поэтической антологии «Стихи в Петербурге. 21 век» (совместно с Л. В. Зубовой, 2005) и книг серии «Неформат» (современная русская проза, 2004–2005). Ведущий телепередачи «Ночь на Пятом» (2008–2009). Участвовал в пермской культурной революции [в 2012 работал пресс-атташе Музея современного искусства «ПЕРММ» (PERMM)]. С 1993 г. жил в Москве, с 2003 г. – в Санкт-Петербурге и Кёльне, с 2011 г. вновь в Москве.
Один из глашатаев отечественного постмодернизма, который определял как «состояние атмосферы» 1980–1990-х гг., Курицын писал о творческих стратегиях современных русских писателей В. О. Кальпиди, А. М. Парщикова (их переписка 1996–1997 опубликована отдельным изданием), В. О. Пелевина, Д. А. Пригова, В. Г. Сорокина, В. А. Шарова и других («Книга о постмодернизме», 1992; «Русский литературный постмодернизм», 2000). Обозреватель литературной и культурной жизни 1990-х гг. («Журналистика: 1993–1997», «Курицын-Weekly»).
Курицыну-критику свойственны «находчивость изложения, любовно-внимательное (несмотря на напускную небрежность) обращение со словом, ощущение глубокого исследовательского дыхания, не стесняемого цеховыми догмами» (Бак Д. П. Бронзовый век русской критики // Новый мир. 1994. № 4. С. 251).
Для прозы Курицына характерны игровые эксперименты, стилевой эклектизм, ирония: «Срамная проза» (1991), «7 проз» (2002), «MTV: покорми меня» (2009), «Книга Борхеса» (2009), «История мира в пяти кольцах» (2015). Автор остросюжетных постмодернистских детективов «Акварель для Матадора» (2000) и «Матадор на Луне» (2001).
В 2000-х гг. под псевдонимом «Андрей Тургенев» выпустил романы «Месяц аркашон» (2003), «Спать и верить» (2007), «Чтобы Бог тебя разорвал изнутри на куски!» (2008). «Месяц аркашон» развивает линию любовно-психологического романа. Литературный критик А. Крамер назвала этот роман «"Над пропастью во ржи" нулевых годов», отмечая «хемингуэевско-миллеровский стиль», отсутствие сюжета («Знамя». 2005. № 3).
Книга «Набоков без Лолиты» (2013) – результат 20-летнего исследования биографии и текстов В. В. Набокова – написана в жанре «занимательного литературоведения» (авторское определение) и содержит карту «набоковских мест» Берлина.
Лауреат премии имени Андрея Белого (2005).