Крепёжная рама (элемент горной крепи)
Крепёжная ра́ма, несущая конструкция рамной крепи в виде замкнутого (или незамкнутого) контура, собираемая из отдельных звеньев. Крепёжные рамы по форме контура подразделяются на прямоугольные, трапециевидные, полигональные, косоугольные, арочные, кольцевые и эллиптические; по виду крепёжного материала – на металлические, железобетонные, деревянные, металлодеревянные и металложелезобетонные; по характеру работы под нагрузкой – на жёсткие, податливые и шарнирные. Наиболее распространены податливые крепёжные рамы из стального проката специального желобчатого профиля.
В крепёжных рамах различают: верхняк, стойки и поперечный лежень (поперечный, лежачий брус).
Крепёжная рама с поперечным лежнем называется полной, без лежня – неполной, с верхняком и одной стойкой – полурамой, с дополнительными промежуточными стойками или подкосами – усиленной. Места соединения звеньев крепёжной рамы называются замка́ми.
В выработке крепёжные рамы устанавливают на некотором расстоянии (0,3–1 м и более) одна от другой или вплотную (при малоустойчивых породах). Промежутки между крепёжными рамами в боках и кровле выработки крепят межрамным ограждением. Крепёжные рамы расклинивают в замках, а пустоты за ней и межрамным ограждением забучивают (заполняют) мелкими кусками породы или твердеющим материалом (ангидрид, фосфогипс и др.). Стойки неполной крепёжной рамы помещают в углубления в почве – лунки глубиной 10–20 см. Для обеспечения продольной устойчивости крепёжной рамы между ними устанавливают распорки или стяжки.