Корифей (в античной драме)
Корифе́й (греч. κορυφαῖος – предводитель, вождь, глава, начальник), руководитель хора в античной драме.
Выделение корифея («главы, запевалы») из участников хора, исполнявшего дифирамбы, считается важнейшим этапом в становлении драмы как литературного рода и связывается с деятельностью полулегендарного Ариона: из общей массы участников хора он выдвинул солиста, который отвечал на вопросы хора.
В греческом театре хор размещался на орхестре – площадке, имевшей, как правило, круглую форму и первоначально предназначенной для выступлений хора и актёров (по мере развития театральной архитектуры появилось специальное сооружение для актёров – проскений, или логейон, а орхестра оказалась целиком предоставленной хору). Дифирамбический хор состоял из 50 человек (хоревтов) и образовывал круг с корифеем в центре; хор трагедии (от 12 до 15 человек) выстраивался прямоугольником, с корифеем в середине первой шеренги, обращённой к зрителям. По обеим сторонам от корифея находились помощники (парастаты), руководившие полухориями.
Фрагментарность античного наследия позволяет лишь приблизительно характеризовать функции корифея в драме. По-видимому, именно корифей декламировал части хоровых партий, написанных маршевыми анапестами (в пароде, при выходе хора на орхестру, и в эксоде, когда финальные анапесты корифея завершали представление). При исполнении лирических частей корифей управлял хоревтами: задавал ритм и мелодию хоровых песен и танцев, составлявших существенную часть в ранних формах греческой драмы. В эписодиях (речевых партиях) называл появляющихся персонажей и участвовал в диалоге с ними от лица хора. Корифеями назначались самые опытные хоревты, и уже в античности (со времён Лукиана) слово «корифей» стало употребляться в значении «высочайший, выдающийся» в контекстах, где речь не идёт собственно о хоре.