Контрфактуальное мышление
Контрфактуа́льное мышле́ние (англ. counterfactual thinking; размышление вопреки фактам; контрфактическое мышление), вид мышления, характеризующийся склонностью человека представлять возможные варианты уже произошедших жизненных случаев. Контрфактуальные мысли – ментальные репрезентации альтернатив прошлым событиям, действиям или состояниям (Epstude. 2008). Такие мысли выражаются фразой «что могло бы быть», которая подразумевает сопоставление воображаемого и фактического положения дел.
Контрфактуальные мысли считались деструктивными, но вторая волна исследований в этой области, начавшаяся после 1990 г., показала, что контрфактуальное мышление выполняет важные функции для регуляции поведения. Такое мышление напрямую связано с иным возможным восприятием цели и с коррекцией выбранной линии поведения. «Контрфакты» помогают оптимизировать поведение, которое в прошлом было неудачным (Epstude. 2008).
Согласно функциональной теории контрфактуального мышления, контрфактуальные мысли служат для регуляции поведения человека. Исследования показали, что проблемы приводят к активации контрфактуального мышления, а возникающие эмоции могут быть одним из путей, по которому происходит изменение поведения (Epstude. 2008).
Психологи К. Эпстуд и Н. Роуз описали, как работает механизм регуляции неуспешного поведения (Epstude. 2008). Всё начинается с проблемы, неудачи или другого негативного опыта, т. е. с полученного результата, который оказывается ниже ожидаемого или удовлетворительного значения. В ответ активируется контрфактуальное мышление. Контрфактуальное условие представляет собой вывод, который связывает предшествующее с последующим; в повседневном познании, как правило, предшествующее – это действие, а последующее – цель. К примеру: «Если бы я только учился усерднее, я бы сдал экзамен». Контрфактуальные мысли сами по себе обладают свойством причинно-следственных связей, и это подкрепляет активацию соответствующих поведенческих намерений («Я буду учиться усерднее в следующий раз»), которые запускают соответствующее корректирующее поведение (студент действительно учится старательнее в следующий раз) (Epstude. 2008. P. 177). Подобный механизм регуляции поведения эффективен с точки зрения достижения цели в той мере, в какой такое поведение позволяет преодолеть или облегчить первоначальную проблему.