Кондратьев Александр Алексеевич
Кондра́тьев Алекса́ндр Алексе́евич (11(23).5.1876, Санкт-Петербург – 26.5.1967, Найак, штат Нью-Йорк, США; похоронен в Новодивеевом монастыре близ Нью-Йорка), русский писатель, критик, переводчик, мемуарист.
Из дворян, сын чиновника. В 1897 г. окончил 8-ю санкт-петербургскую гимназию (её директором был И. Ф. Анненский, повлиявший на литературное и эстетическое формирование Кондратьева), в 1902 г. – юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Служил в Министерстве путей сообщения (1902–1908) и канцелярии Государственной думы (1908–1917). Дебютировал в журнале «Живописное обозрение» в 1899 г. стихами на мифологические темы. В 1901 г. состоялся дебют Кондратьева-прозаика (газета «Россия»). Был близок к символистам, печатался в журналах «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Перевал», «Русская мысль», «Аполлон», «Сатирикон» и др.
В дореволюционном творчестве Кондратьева доминируют стилизованные образы и темы античной и восточной мифологии, пропущенные через поэтику антологических стихотворений А. Н. Майкова и Н. Ф. Щербины: поэтические сборники «Стихотворения» (1905, под криптонимом А. К.), «Чёрная Венера» (1909), «Закат» (стихотворения 1904–1920, публикация 1990); сборники рассказов «Белый Козёл» (1908) и «Улыбка Ашеры» (1911); «мифологический роман» «Сатиресса» (1907); «драматический эпизод из эпохи Троянской войны» «Елена» (1917). Перевёл (1907) «Песни Билитис» П. Луиса, повлиявшие на оригинальное творчество Кондратьева. Написал исследование «Граф А. К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества» (1912).
В 1919–1939 гг. жил в своей усадьбе на Волыни, печатал критические, историко-литературные и мемуарные очерки в газетах «Руль» (Берлин), «За свободу!», «Молва» (обе – Варшава), «Волынское слово» (Ровно), в журнале «Меч» (Варшава). Критическое и мемуарное наследие Кондратьева не собрано и не изучено.
Послереволюционное творчество Кондратьева стало, по его собственному определению, попыткой «возрождения славяно-русской мифологии»: «демонологический роман» «На берегах Ярыни» (1930); сборник сонетов «Славянские боги» (1936); беллетризованные этюды. В последнем произведении – «готической» повести с автобиографическими элементами «Сны» (1930-е гг., публикация 1990) – проявился интерес к оккультизму. Многие рукописи Кондратьева утрачены.
В период Второй мировой войны 1939–1945 гг. жил на территории оккупированной Польши и Австрии, в 1945–1950 гг. в Белграде, в 1950–1952 гг. в Италии, в 1952–1957 гг. в Швейцарии, с 1957 г. в США на Толстовской ферме (приют русских эмигрантов, беженцев и др.).
После войны оставил литературную деятельность.