Кириенко Зинаида Михайловна
Кирие́нко Зинаи́да Миха́йловна (9.7.1933, Махачкала – 12.2.2022, Москва), российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1965), народная артистка РСФСР (1977).
Мать – Александра Петровна Кириенко (урождённая Иванова), работала на рыбоперерабатывающем заводе, отец – Георгий Константинович Широков, бухгалтер. В середине 1930-х гг. семья переехала в станицу Ново-Павловская Ставропольского края, куда мать направили на работу. После ареста отца в 1938 г. (обвинён в растрате) получила фамилию и отчество отчима – Михаила Игнатьевича Кириенко.
В 1949 г. З. М. Кириенко поступила в Московский железнодорожный планово-финансовый техникум, в том же году вернулась в Ставропольский край, перевелась в Георгиевский техникум механизации сельского хозяйства, где училась до 1950 г. В 1951–1952 гг. продолжила учёбу в средней школе.
В 1958 г. окончила актёрский факультет ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой). В 1958–1959 гг. работала в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, в 1959–1960 гг. – в Московском драматическом театре на Малой Бронной, в 1961–1992 гг. – в Театре-студии киноактёра.
В 1954 г. дебютировала в главной роли в короткометражной ленте Герасимова «Надежда» (1954). Известность пришла после роли Натальи в киноэпопее «Тихий Дон» (1957–1958), где сформировался экранный образ актрисы. С того времени в образах большинства её героинь присутствовала тема жертвенности, страдания, преодоления драматических обстоятельств, чему способствовал «скорбный», «иконописный» тип внешности: Катерина («Поэма о море», 1958), Ирина («Судьба человека», 1959), Мария («Повесть пламенных лет», 1960), Нина Ивановна («Самый медленный поезд», 1963), Одарка («Зачарованная Десна», 1964), мать Коли («Такой большой мальчик», 1966), Аксинья Фёдоровна («Два капитана», 1976, телефильм).
Роли гордых и независимых женщин, более близкие характеру самой актрисы («Казаки», 1961, «Знакомьтесь, Балуев!», 1963, «Живая вода», 1971, «Утро обречённого прииска», 1985), получили меньшее признание.
Наиболее значительные работы позднего периода – нелюбимая жена главного героя в дилогии «Любовь земная» (1974), «Судьба» (1978, Золотая медаль имени А. П. Довженко, в том же году; Государственная премия СССР, 1979, за дилогию) и биографическая роль актрисы-подпольщицы А. Ф. Перегонец, возглавившей крымское сопротивление в годы Великой Отечественной войны, в фильме «Они были актёрами» (1981).
Проявила себя в характерных отрицательных ролях в фильмах «Лекарство против страха» (1978), «Письма к Эльзе» (2002).
Среди других фильмов: «Вдали от Родины» (1960), «Залп "Авроры"» (1965), «Крушение империи» (1970), «Небо со мной» (1974), «Люблю. Жду. Лена» (1983), «Колодец» (2003), «Счастье по рецепту» (2006).
После 1990 г. снималась редко. Последние роли – в историко-биографических лентах «Одна любовь души моей» (2007) и «Гоголь. Портрет загадочного гения» (2008).
Занималась общественной деятельностью, в 2008–2011 гг. входила в правление Центрального дома работников искусств.
Была одним из лидеров политического движения «Стабильная Россия», членом президиума Всероссийского общественного движения «Матери России».
О Кириенко сняты документальные фильмы «Зинаида Кириенко. Роковая красавица» (2009), «Зинаида Кириенко. Зла не помню, обид не держу» (2013).