Х-29Л (авиационная ракета)
Х-29Л, высокоточная авиационная ракета класса «воздух – поверхность» малого радиуса действия с лазерной головкой самонаведения (ГСН). Предназначена для поражения в простых метеоусловиях визуально определяемых трудноуязвимых наземных целей, таких как крупные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, бетонные взлётно-посадочные полосы, самолёты в железобетонных укрытиях. Реализует принцип «пустил – забыл». Входит в комплекс авиационного вооружения самолётов тактической и штурмовой авиации. Обозначение по кодификации НАТО: AS-14 Kedge [англ. kedge – верп (стоп-анкер)].
Разработка и принятие на вооружение
Разработка ракеты Х-29Л с лазерной ГСН началась в Специальном конструкторском бюро «Молния» под руководством главного конструктора М. Р. Бисновата. В дальнейшем работы были переданы Государственному машиностроительному конструкторскому бюро «Вымпел» имени И. И. Торопова (входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение»). Ракета принята на вооружение в 1980 г.
Особенности
Ракета Х-29Л выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имеет модульную конструкцию из пяти отсеков: ГСН, отсек управления, боевая часть, двигатель и хвостовой отсек. Отсеки могут храниться в укупорке отдельно и собираются с фиксацией по фланцевым стыкам.
Ракета оснащена полуактивной лазерной системой самонаведения, осуществляющей наведение на цель по методу пропорционального сближения (при этом поперечная перегрузка ракеты пропорциональна угловой скорости вращения линии визирования, которую измеряет следящий координатор ГСН).
Боевая часть оснащена специальным противорикошетным устройством на передней части корпуса, повышающим эффективность действия при малых «скользящих» углах встречи с целью (часто возникают при пуске с малых высот и дистанций). Режим работы взрывателя («мгновенно» или «с замедлением») задаётся лётчиком, контактные датчики размещаются перед боевой частью в корпусе, в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла.
Для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы. Управление по крену осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом электроснабжения в 40 с.
Для транспортировки и хранения ракеты Х-29Л используется контейнер.
Ракета Х-29ТЕ может применяться в составе комплексов авиационного вооружения различных модификаций самолётов-носителей Су-17, Су-24, Су-25, Су-34, Су-35, МиГ-27 и МиГ-29.
Тактико-технические характеристики
Характеристика | Значение |
Стартовая масса, кг | 690 |
Масса боевой части, кг | 320 |
Тип боевой части | фугасно-проникающая |
Взрывательное устройство | контактный датчик цели |
Система наведения | полуактивная, по отражённому лазерному пятну подсвета |
Дальность пуска, км |
|
Калибр, мм | 380 |
Габариты, м |
|
Диапазон высот носителя при пуске, км | от 0,2 до 5 |
Диапазон скоростей носителя при пуске, км/ч | от 600 до 1250 |
Экспортные поставки
В 1980-х гг. ракеты Х-29Л начали поставляться зарубежным странам, таким как Алжир, Болгария, Венесуэла, ГДР, Ирак, Иран и другим странам, приобретавшим советскую авиационную технику. Всего с учётом бывших республик СССР ракеты Х-29Л использовались и остаются на вооружении в 26 странах.
Боевое применение
Первое боевое применение ракеты Х-29Л состоялось в 1987 г.: лётчики Ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан регулярно использовали эти ракеты.
Первым из зарубежных стран ракеты Х-29Л в боевых действиях использовал Ирак во время войны с Ираном (1980–1988). Носителями были самолёты МиГ-23БН советского и Mirage F1 французского производства. При использовании ракет Х-29Л истребители Mirage F1 проходили доработку прицельной системы и оборудовались авиационным катапультным устройством АКУ-58.
В 2000 г. данные ракеты использовались во время эфиопо-эритрейского конфликта (1998–2000) военно-воздушными силами Эфиопии для подавления вражеской противовоздушной обороны.
Ракеты Х-29Л используются в рамках Специальной военной операции Вооружённых Сил Российской Федерации на Украине.