Касаткин Николай Вениаминович
Каса́ткин Никола́й Вениами́нович (1866–1928), российский педагог, методист по трудовому обучению. Изучал методику преподавания ручного труда в Нэсской учительской семинарии в Швеции, которой руководил О. Саломон, а также в Лейпцигской учительской семинарии ручного труда. Преподавал ручной труд в Московском учительском институте. На уроке ручного труда (4-й кл.). Лист из альбома «Московское коммерческое училище имени Цесаревича Алексея (1901–1911 г.) и Женское коммерческое училище (1903–1911 г.), учрежденные М.О.Р.К.О.». 1911.Вместе с К. Ю. Цирулем разработал оригинальную систему преподавания ручного труда, ориентированную на изготовление предметов не по готовым моделям, а по самостоятельно выполненным учениками эскизам и чертежам. Касаткин полагал, что без составления чертежей педагогический смысл ручного труда утрачивается, т. к. работа учащихся должна быть осмысленной и строго последовательной.
Член Императорского Русского технического общества, выступал на его заседаниях с докладами «Ручной труд в общеобразовательных школах как первая ступень технического образования» (1896), «Результаты работ 2-го съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в вопросе о ручном труде в общеобразовательных учебных заведениях» (1903). В 1912 г. награждён большой золотой медалью Международной учебно-промышленной выставки «Устройство и оборудование школы» за разработанную им программу обучения ручному труду с использованием бумаги и картона. Касаткин отмечал преимущество применения этих материалов перед столярными работами, связанное с возможностью занятий в обычных, а не специально оборудованных помещениях. Он обращал особое внимание на воспитание у учащихся воли и настойчивости, развитие у них сообразительности, внимательности и аккуратности. Ручной труд педагог считал одной из основ подготовки школьников к будущей профессиональной деятельности. При этом Касаткин полагал, что каждый преподаватель должен иметь собственную программу обучения детей ручному труду и исходить из особенностей того класса, в котором он работает.