Цируль Карл Юрьевич
Ци́руль Карл Ю́рьевич [25.10(6.11).1857, деревня Баложи Рижского уезда, ныне Латвия – 1924, Петроград, ныне Санкт-Петербург], российский педагог, деятель в области трудового обучения. Окончил Санкт-Петербургский учительский институт (1883), в 1884–1912 гг. преподавал в нём ручной труд, после 1917 г. – в Петроградском педагогическом институте (ныне Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена) и в школе 2-й ступени. Ознакомившись с системами ручного труда – «шведской» («слойдом») О. Саломона и «русской» Д. К. Советкина, стал пропагандистом, теоретиком и методистом оригинальной русской системы педагогического ручного труда, развивавшей идеи И. Г. Песталоцци, А. Клаусона-Кааса (Дания), Э. Шенкендорфа и В. Гетце (Германия) и др. Создал предметно-операционную систему школьного обучения ручному труду, в которой основное внимание уделялось постепенному усложнению трудовых задач, овладению приёмами и инструментами и на этой основе – изготовлению конкретных «вещей». Деятельность Цируля и его сторонников способствовала тому, что ручной труд как общеобразовательный предмет был введён в учебных заведениях России (учительских институтах и семинариях, городских и сельских училищах). Инициировал создание Российского общества педагогического ручного труда (1909). Основал журнал «Трудовое воспитание» (1914, вышло 4 номера).