Кантемиров Хасанбек Алибекович
Кантеми́ров Хасанбе́к Алибе́кович (14.12.1924, Владикавказ – 30.07.2007, Ростов-на-Дону, похоронен во Владикавказе), российский артист цирка, джигит-наездник, режиссёр, каскадёр, заслуженный артист Северо-Осетинской АССР (1949), народный артист Северо-Осетинской АССР (1960).
Представитель осетинской цирковой династии Кантемировых, сын основателя династии –наездника-джигита Алибека Тузаровича (1882–1975) и артистки цирка Мариам Хасакоевны (1899–1962) Кантемировых. Впервые вышел на манеж в 4 года в Гамбурге в составе труппы джигитов «Али-Бек» под руководством отца во время гастролей советского цирка по странам Европы (1927–1931). С 1936 г. артист, джигит-наездник в системе государственных цирков в труппе джигитов «Али-Бек».
В начале Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в возрасте 16 лет добровольцем вступил бойцом в ряды истребительного батальона г. Владикавказ. В 1943 г. окончил Краснодарское пулемётно-миномётное училище, в 17 лет стал командиром взвода курсантов. В 1942 г. при эвакуации училища участвовал в пешем переходе из Краснодара в Сухуми. В 1946 г. уволился из армии в звании старшего лейтенанта и вернулся в цирк. Награждён медалями «За оборону Кавказа» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945).
В 1952 г. поставил на базе труппы джигитов «Али-Бек» цирковую программу «Конные игры народов СССР», был в ней ведущим исполнителем. Программа демонстрировала элементы разных национальных конных игр. В древней киргизской конной игре оодарыш, широко распространённой в Средней Азии, всадники с оголённым торсом, маневрируя на лошадях и применяя различные захваты выше пояса, должны стащить своего соперника с лошади или перетянуть и уложить его на круп своей лошади. В одной из самых старых грузинских конных командных игр цхен-бурти всадники специальными ракетками с длинными ручками (човгани) стараются забросить мяч в ворота соперника. В военной конной игре «Бой султанчиков» всадники вооружены эспадронами и защищены фехтовальными масками, к которым сверху прикреплены цветные (для каждой команды своего цвета) султаны или воздушные шары; задача участников – сбить султан или проколоть шар противника. В комической игровой сценке «Борьба за лошадь» артисты в больших, постоянно спадающих штанах пытались залезть на лошадь.
В 1953 г. Х. А. Кантемиров окончил Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры имени И. В. Сталина (ГЦОЛИФК), в 1963 – театроведческий факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского.
Используя знания физиологии, психологии человека и методик тренировочного процесса спортсменов, разработал систему подготовки универсального артиста – акробата-наездника, джигита. Систематизировал трюковой репертуар джигитовки, составил перечень трюков и трюковых приёмов, насчитывающий более 120 наименований (не опубликован). Система Кантемирова позволяла артистам-конникам работать продолжительное время без травм в одном из самых травмоопасных жанров конного цирка – джигитовке. Наездник получал навыки обращения с лошадью, ухода и содержания, разностороннюю физическую подготовку и основы актёрского мастерства. Уровень подготовки позволял рядовому джигиту из труппы «Али-Бек» становиться солистом при переходе в другой одножанровый номер.
Наряду с высоким мастерством конного акробата и педагога, Х. А. Кантемиров обладал незаурядными актёрскими данными, исполнял большие драматические роли в театрализованных цирковых постановках «Трубка Мира» (режиссёр М. С. Местечкин, Ленинградский государственный цирк, 1962), «Карнавал на Кубе» (режиссёр Местечкин, Московский государственный цирк, 1962) и др.
В 1968 г., во время гастролей в Мексике в составе труппы джигитов «Али-Бек», стал почётным членом мексиканской ассоциации наездников-чаррос с вручением знака «Золотая шпора».
В 1971 г. на базе созданной им труппы «Джигиты Хасан-Бек» поставил (в соавторстве с дочерью Каджаной) цирковое этнографическое обозрение «Картины Кавказа». В прологе совершал прыжок на лошади сквозь зеркало, разрывая бумагу с надписью «Хасан-Бек». В представлении были объединены элементы разных конных игр народов Кавказа, высшая школа верховой езды и дрессировка коз. Демонстрировались динамичные трюки на лошадях, скачущих галопом: метание в цель пик, черенки которых затем, как лоза, рубились шашками, стрельба по мишеням из различных положений.
Поставил масштабную цирковую программу «России верные сыны» к 30-летию победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в Тюменском цирке (1975), сюжетные представления «Сивка-Бурка, выручай!» (1975), «Весна-Красна и Сивка-Бурка приглашают в цирк друзей» (1977; 2-я премия на конкурсе Союзгосцирка, 1983), «Царь-Кащей» (1985) и др.
Работы Хасанбека отличались тонким художественным вкусом, доскональным знанием национальной этнографии, динамичностью, яркой зрелищностью и становились заметными событиями в жизни советского циркового искусства.
В кино разработал технику и первым в советском кинематографе выполнил трюковое падение скачущей лошади вместе с всадником. Как постановщик конных трюковых сцен и каскадёр участвовал в игровых кинокартинах: «Мальчик с окраины» (режиссёр В. Н. Журавлёв, 1947), «Смелые люди» (режиссёр К. К. Юдин, 1950), «Застава в горах» (режиссёр К. К. Юдин, 1950), «Старик Хоттабыч» (режиссёр Г. С. Казанский, 1956), «Иван Франко» (режиссёр Т. В. Левчук, 1956), «Лично известен» (режиссёр С. А. Кеворков, 1958), «Атаман Кодр» (режиссёры М. Н. Калик, Б. В. Рыцарев, О. П. Улицкая), «Олеко Дундич» (режиссёр Л. Д. Луков, 1958), «Старожил» (режиссёр И. А. Хамраев, 1961).
В 1996 г. Х. А. Кантемиров завершил творческую деятельность. Свой огромный опыт он передавал молодёжи, воспитав целую плеяду высокопрофессиональных артистов.
Награждён орденом «Знак Почёта» (1980), орденом Отечественной войны 2-й степени (1985), орденом Дружбы народов (1994), болгарской медалью «30 лет победы над фашизмом» (1976), медалью Жукова (1996). Грамота Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР. Знак «Почётный ветеран советского цирка» (1991).
Его жена, Мария (выступала под псевдонимом Мариам) Петровна Кантемирова (урождённая Горностаева) (11.12.1924 – 22.8.1980), – артистка цирка, воздушная гимнастка, дрессировщица коз и пони. Их дети: Каджана Кантемирова, джигиты-наездники Алибек Хасанбекович (род. 8.5.1952) и Анатолий Хасанбекович (род. 2.4.1957) Кантемировы.