Камерун. Театральная культура
Театра́льная культу́ра Камеру́на. Театрализованные действа, связанные с религиозными и национальными традициями, существовали у населения современного Камеруна с древности. Представления в жанре мвет являются своеобразными спектаклями, объединяющими пантомиму, пение, танец и повествование в сопровождении одноимённого музыкального инструмента.
В конце 19 – начале 20 вв. под влиянием французских миссионеров началось развитие драматургии: пьесы Ф. Тонго-Дибунду (F. Tongo Dibundu), К. Кведи (Kingue Kwedi), А. Ндумбе-Мусинга (Alfred Ndoumbe Moussinga) и других авторов ставились в семинариях, а также во время религиозных праздников.
В Яунде в 1955 г. создано «Объединение молодых камерунских артистов» (Association des Jeunes Artistes du Cameroun); руководитель труппы С. Авона (Stanislas Awona) поставил свою пьесу «Женитьба Эбуту» (франц. «Le Mariage de Ebouboutou», 1956). В репертуаре коллектива также фольклорные программы. В 1961 г. Авона осуществил постановку своей пьесы «Безработный» («Le Chômeur»), в которой рассказывалось о положении местной интеллигенции в момент перехода страны к независимости, критиковалась система образования, насаждённая французскими колонизаторами.
В 1961 г. в г. Дуала организован Народный театр Камеруна (Théâtre Populaire de Cameroun), открывшийся пьесой «Действо об Адаме» руководителя театра Боэ А-Аманга (Boé-A-Amang). В 1967 г. драматург Ж.-П. Диконге-Пипа (Jean-Pierre Dikongué Pipa) организовал в Дуале драматическую труппу «Авангард Африки» (L'avant-garde africaine). Для неё он написал пьесы «Легенда о колдуне» («La Légende du sorcier», 1967) и «Неизбежный компромисс» («L'inévitable compromis», 1969) о взаимодействии европейской и африканской культур. Особое значение для развития театра страны приобрело творчество Г. Ойоно-Мбиа (Guillaume Oyônô Mbia), автора социально-бытовой комедии «Три претендента – один муж» («Troi pretendents... un mari», опубликована в 1964) и др. В 1967 г. создана Камерунская федерация театра (Fédération Camerounaise des Théâtres Amateurs), объединявшая театральные труппы и танцевальные коллективы. Позже переименована в Национальную федерацию молодёжных движений в области искусств и литературы. В 1969 г. федерация провела фестиваль драматического искусства (участвовали 12 трупп), а в 1970–1971 гг. – смотр любительских коллективов «Первый театральный сезон», проходивший в Яунде и Дуале.
В 1970-х гг. возник народный театр фарса, представления которого рассчитаны на широкую аудиторию. Основу репертуара составляли комедийные постановки на бытовые темы, практиковались актёрские импровизации с привлечением зрителей к сценическому исполнению.
С 1973 г. в Яунде действует театральная труппа «Лез Этуаль де ла Капиталь» (Les Étoiles de la Capitale), созданная М.-Ш. Мбарга-Кума, выступающая на различных сценах и за рубежом.
На рубеже 20–21 вв. центрами театральной жизни стали университеты.
Среди драматургов 1970–2000-х гг. – П. Ндеди-Пенда (Patrice Ndedi Penda), П. Асенг (Protais Asseng), Монго Бети (Mongo Beti, настоящие имя и фамилия Александр Бийиди, Alexandre Biyidi), Ж. Дохо (Gilbert Doho), В. Эпи-Нгоме (Victor Epie'Ngome). Основная тема драматургии – адаптация традиционного уклада жизни к реалиям 21 в. Среди режиссёров – Э. Кеки-Маньо (Emmanuel Keki Manyo), А. Банг (André Bang), драматурги Б. Бутаке (Bole Butake) и Б. Бесонг (Bate Besong).
Наиболее посещаемые театры, где играют профессиональные артисты: сцена Камерунского культурного центра (Centre Culturel Camerounais), где базируется Национальный ансамбль театра, музыки и балета (Ensemble National de théâtre, de musique et de ballet, в Яунде) и Театр Французского института (Théâtre du Institut français du Cameroun; в Яунде и Дуале), культурный центр Doual'art (в Дуале, 1991) и другие, расположенные в крупных городах. В Яунде работает камерунское отделение Международного института театра (Institut International du Théâtre).