Качество электронных приборов
Ка́чество электро́нных прибо́ров, совокупность свойств электронных приборов (ЭП), обусловливающих их способность выполнять заданные функции в определённых условиях эксплуатации. Эти свойства характеризуются следующими показателями: назначением ЭП, их надёжностью, технологичностью, безопасностью эксплуатации, удобством обслуживания, транспортабельностью и другими показателями, а также свойствами, определяющими эргономические, эстетические и экологические особенности прибора, степень использования в нём стандартных и унифицированных изделий. В зависимости от вида, конструкции и условий эксплуатации ЭП некоторые показатели могут отсутствовать. Перечень обязательных показателей для конкретных видов приборов устанавливается в соответствующей нормативно-технической документации. Показатель, характеризующий какое-либо одно свойство ЭП, называется единичным, два и более свойств – комплексным.
Уровень качества электронных приборов определяют как на стадии разработки, так и в процессе их производства и эксплуатации.
Для обеспечения требуемого уровня качества электронных приборов на стадиях разработки, производства и эксплуатации ЭП проверяются на соответствие установленным для них техническим требованиям (или эталонам). Объектами контроля являются макеты и опытные образцы приборов, серийно изготовляемые приборы, процессы разработки технологической и конструкторской документации‚ сырьё и т. д. Результаты контроля используются для управления качеством электронных приборов; каждое выявленное несоответствие анализируется, принимаются оперативные меры по устранению обнаруженного несоответствия. На стадии производства, при определении уровня качества электронных приборов, помимо показателей качества самих приборов учитывается качество их изготовления, определяемое как по результатам испытаний, проводимых в процессе изготовления ЭП (подробнее см. в статье Испытания электронных приборов), так и по рекламациям, поступающим от потребителей. Результаты оценки достигнутого уровня качества электронных приборов используются при планировании разработки новых видов подобных ЭП, утверждении технических заданий на такую разработку, приёмке законченных разработок и утверждении технической документации, организации промышленного производства и аттестации готовых изделий.
Контроль качества электронных приборов включает входной контроль, контроль точности технологических процессов и приёмочный контроль. Входной контроль проводят для обеспечения производства ЭП сырьём и полуфабрикатами, отвечающими требованиям нормативно-технической документации на изготовление этих приборов. Результаты контроля точности технологических процессов используются для целенаправленного регулирования самого процесса. Этому виду контроля подвергаются как технологические операции, так и приборы или устройства, изготовляемые в результате выполнения операций; такой контроль называется также операционным. При операционном контроле выявляют причины, приводящие к нарушению точности выполнения технологической операции, определяют границы регулирования параметров технологического процесса. Приёмочному контролю подвергаются готовые ЭП; по результатам приёмочного контроля принимают решение о возможности промышленного выпуска этих приборов. Такой контроль включает квалификационные‚ приёмо-сдаточные и периодические испытания ЭП, а также испытания на долговечность, сохраняемость и (при необходимости) типовые. При неудовлетворительных результатах испытаний проводится анализ причин появления дефектов и принимаются меры по их устранению.
В электронной промышленности СССР управление качеством электронных приборов осуществлялось путём повышения качества как исходных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, так и производством оборудования и культуры труда. Совокупность органов и объектов управления и связей между ними, обеспечивающих промышленный выпуск ЭП нужного качества в установленные сроки при минимальных материальных затратах, называется системой управления качеством. Управление качеством электронных приборов предусматривает планирование (прогнозирование, нормирование) качества, его учёт и контроль, анализ и оценку, выработку решений по выполнению плановых заданий. Планирование качества электронных приборов предполагает обеспечение выполнения установленных заданий по качеству путём разработки научно обоснованных заданий на повышение (или поддержание достигнутого уровня) качества на основе наилучшего использования имеющихся ресурсов и проведение организационных мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Учёт охватывает сбор, накопление и обработку информации о фактическом уровне качества электронных приборов и влияющих на него факторах на стадиях разработки, производства и эксплуатации ЭП, а также о выполнении запланированных мероприятий по обеспечению установленных заданий. Контроль состоит в проверке соответствия результатов учёта запланированным нормам или требованиям. Оценка достигнутого уровня качества электронных приборов и выявление отклонения фактических значений показателей качества от запланированных позволяют правильнее оценить качество работы производственного коллектива и отдельных исполнителей. Решения, направленные на ликвидацию выявленных отклонений качества электронных приборов, предусматривают обязательную разработку мероприятий по обеспечению выполнения этих решений и условий стимулирования производственных коллективов и отдельных работников к повышению качества выпускаемой ими продукции.
Для управления качеством электронных приборов применяются административные, экономические, правовые и социальные методы воздействия. К административным методам воздействия относятся прямые указания, устанавливающие задания производственным коллективам и отдельным лицам, ответственным за выполнение работ и мероприятий, сроки исполнения и систему контроля. Экономические методы охватывают централизованное планирование работ по поддержанию и повышению качества выпускаемой продукции, формирование цен на изделия с учётом уровня их качества, материальную заинтересованность исполнителей в повышении качества их работы и др. К социальным методам управления относятся организация занятий по повышению квалификации работников, моральное стимулирование исполнителей (присвоение почётных званий, награждение грамотами, дипломами, значками и т. д.). Правовые методы представляют собой комплекс юридических средств воздействия, к которым, в частности, относятся правовые акты, определяющие ответственность производственных объединений, промышленных предприятий, цехов, бригад и отдельных работников за низкое качество выпускаемой продукции.