Юзабилити-проблема
Юзаби́лити-пробле́ма (англ. usability problem), особенность дизайна пользовательского интерфейса, которая в определённом контексте не позволяет пользователю эффективно выполнить его задачу, снижая удобство взаимодействия. К особенностям интерфейса можно отнести как свойства отдельных элементов (цвет, размер, расположение), так и их взаимодействия (навигация, компоновка экрана) и в целом реакцию системы на действия пользователя.
Затруднения непосредственно влияют на юзабельность и могут проявляться в снижении субъективной удовлетворённости, увеличении времени для достижения цели или даже невозможности достичь её вовсе. Степень влияния на удобство – критичность – является основной характеристикой проблемы. Я. Нильсен включает в критичность, помимо степени влияния, частоту и постоянство возникновения проблемы (Nielsen. 1994).
П. А. Манахов и В. Д. Иванов в своём определении юзабилити-проблемы указывают также на контекст использования интерфейса как фактор её возникновения: «Проблема удобства использования – это набор негативных явлений, таких как неспособность пользователя достичь своей цели, неэффективное взаимодействие и/или неудовлетворённость пользователя, вызванные сочетанием факторов дизайна пользовательского интерфейса и факторов контекста использования» (Manakhov. 2016. P. 3146). Таким образом, одна и та же особенность интерфейса в одних условиях взаимодействия может являть проблему, а в других – нет.
На практике описание юзабилити-проблемы должно включать три компонента. Первый – особенности интерфейса, вызывающие сложность у пользователя. Второй компонент описания – контекст и условия, которые привели к возникновению проблемы, а третий – одно или несколько негативных последствий, к которым приводит возникшая проблема.