Италия. Хозяйство. Внешняя торговля
Вне́шняя торго́вля Ита́лии. Доля Италии в мировом экспорте – 23,8 % (2021). Соотношение долей импорта и экспорта к ВВП Италии – 27 % к 26 %. Более 70 % импорта составляют продукция (сырьё, материалы) для дальнейшей промышленной переработки. В товарной структуре экспорта преобладает промышленная продукция. От 80 до 97 % наименований всех производимых товаров экспортируется (2021).
В 2019 г. сальдо внешнеторгового баланса положительное. Объём внешнеторгового товарооборота 1006,2 млрд долл., в том числе экспорт 532,7 млрд долл., импорт 473,5 млрд долл. (2019).
Главные статьи экспорта: автомобили, автомобильные шины, продукция приборостроения, чёрной и цветной металлургии, вычислительная техника (комплектующие и компьютеры), ткани, мебель, керамика, сельскохозяйственная продукция (апельсины, лимоны, помидоры, другие фрукты и овощи, пшеница, кукуруза, рис, оливки), пищевой промышленности (оливковое масло, макаронные изделия, сыры). Важная роль в итальянском экспорте принадлежит готовой одежде и кожаной обуви, винам из местного винограда.
Италия входит в число главных мировых экспортёров ряда промышленных товаров, прежде всего (млрд долл.; 2019): химической и фармацевтической продукции (71,8; 12-е место в мире), автомобилей (43,6; 12-е место), одежды (25,4 млрд; 4-е место после Китая, Бангладеш и Вьетнама), стали и стального проката (22,0; 6-е место), вторичного алюминия, алюминиевого проката (3,9 в 2018; 8-е место), медных полуфабрикатов, труб и прочей продукции (3,1; 10-е место), какао и производных (2,2; 6-е место), переработанного кофе (1,7; 6-е место). Бо́льшая часть промышленных экспортных товаров производится в Северной Италии. Южная Италия играет важную роль в экспорте сельскохозяйственной продукции.
Наиболее важные для Италии статьи импорта (млрд долл.; 2019): химическая и фармацевтическая продукция (79,4; 7-е место в мире), автомобили (49,4; 10-е место), сырая нефть (29,1; 9-е место), чугун, сталь, прокат (22,1; 4-е место после США, Германии и Китая), одежда (17,7; 8-е место), природный газ (16,6; 6-е место), лес, древесина (9,5; 6-е место), медь (6,2; 4-е место после Китая, США и Германии), алюминий (5,2; 5-е место), мясо (5,2; 8-е место), рыба, моллюски (5,1; 6-е место), зерновые (3,5; 8-е место), в том числе пшеница (1,8; 4-е место после Египта, Индонезии и Турции), кукуруза (1,3; 9-е место), кофе (1,6; 4-е место после США, Германии и Франции), какао и производные (1,3; 9-е место), сахар (1,0; 9-е место).
Около 55 % внешнеторгового оборота Италии приходится на страны ЕС (в том числе 52 % экспорта и свыше 58 % импорта; 2020). Главные торговые партнёры Италии – Германия (13,3 % итальянского экспорта и 16,2 % импорта в Италию), Франция (соответственно 10,5 % и 8,5 %). Третье по значению направление итальянского экспорта – США (9,9 %), третий по значению источник импорта в Италию – Китай (7,5 %). Прочие крупные внешнеторговые партнёры Италии (итальянский экспорт и импорт в Италию; млрд евро, 2020): Испания (20,4 и 19,6), Нидерланды (11,2 и 21,9), Бельгия (14,9 и 18,2), Швейцария (25,2 и 9,5), Великобритания (22,4 и 8,4).
Наряду с европейскими странами Россия относится к числу крупных внешнеторговых партнёров Италии (экспорт в Россию – 7,1 млрд евро, импорт из России – 9,3 млрд евро, в 2020). С начала 21 в. товарооборот между Россией и Италией растёт в основном за счёт расширения российского экспорта энергоресурсов: на них приходится свыше 80 % стоимости товарных поставок (2020; по объёмам поставок российского газа Италия занимает 2-е место среди стран Западной Европы после Германии). Россия поставляет в Италию природный газ, чёрные и цветные (в том числе драгоценные) металлы, химические товары и др. Италия экспортирует в Россию товары широкого потребления, в том числе продукты питания, бытовую электротехнику, мебель, керамическую плитку, иные керамические изделия, транспортные средства, изделия из металлов, химическую продукцию, строительные и отделочные материалы, изделия из стекла и др.