«Исраэль ба-Алия»
«Исраэ́ль ба-Алия́» (ивр. ישראל בעלייה; буквально – «Израиль на подъёме»), центристская политическая партия в Израиле, существовавшая в 1996–2003 гг.
Учреждение
Создана в 1995 г. под руководством Н. Щаранского как общественно-политическое движение, объединяющее русскоязычное население Израиля, независимо от политических убеждений, социального статуса и длительности проживания в Израиле. Предпосылками формирования стали слабая социально-экономическая поддержка репатриантов со стороны правительства и отсутствие представительства русскоязычных политиков в общеизраильских партиях («Авода», «Ликуд»). 17 марта 1996 г. состоялся учредительный съезд ИБА в качестве политической партии, был утверждён устав партии, Щаранский избран её председателем.
Партийная платформа
Отстаивала принципы светского характера государства: в разные годы её представители вносили в парламент инициативы по обеспечению работы общественного транспорта в шаббат и признанию гражданских браков. Выступала за переход к прямым выборам главы правительства, укрепление принципа разделения властей за счёт снятия депутатских полномочий с министров, расширения практики проведения референдумов и утверждения важных государственных решений квалифицированным большинством голосов парламентариев. В сфере экономики предлагала ввести систему налоговых льгот и стимулировать развитие малого бизнеса для решения проблемы безработицы. Во внешней политике отстаивала важность сотрудничества Израиля с США, государствами Центральной и Восточной Европы; рассматривала репатриантов в качестве фактора, способствующего укреплению отношений между Израилем и странами СНГ.
Сторонник мирного урегулирования палестино-израильского конфликта: предлагала на начальном этапе создать на палестинских территориях трёхлетний режим управления под контролем США с последующим проведением всеобщих выборов в руководящие органы власти, с которыми израильское правительство сможет вступить в официальный контакт (отвергала возможность любых переговоров с организациями, связанными с террористической деятельностью).
Участие в выборах
На парламентских выборах 1996 г. добилась поддержки 5,8 % избирателей и завоевала 7 мест в парламенте. Вошла в коалицию с победившей партией «Ликуд» во главе с Б. Нетаньяху, что позволило Н. Щаранскому занять пост министра промышленности и торговли, а его коллеге Й. Эдельштейну – министра абсорбции. Парламентская фракция ИБА предложила 2 законопроекта в кнессете данного созыва: в 1997 г. – о признании в Израиле статуса ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и их финансовой поддержке; в 1998 г. – Закон о статусе ветеранов Второй мировой войны и предоставлении им льгот. Принятие обоих документов растянулось до начала 2000-х гг.
На муниципальных выборах 1998 г. представители ИБА вошли в состав нескольких городских советов (г. Беэр-Шева и др.), преимущественно в населённых пунктах с большим по численности русскоязычным населением.
По итогам выборов в кнессет 15-го созыва (17 мая 1999 г.) ИБА получила 5,1 % голосов избирателей, завоевав 6 мест в парламенте. Вошла в коалицию с победившей партией «Авода», Н. Щаранский занял пост министра внутренних дел в правительстве Э. Барака, М. Солодкина – пост заместителя министра абсорбции. Парламентская фракция ИБА данного созыва сместила акцент в сторону продвижения инициатив, отвечающих интересам всего израильского общества, а не только его русскоязычного населения: депутат Г. Ригер в 2000 г. внёс на рассмотрение поправки к закону об оплате больничных по уходу за ребёнком, а Й. Эдельштейн – к Закону о судах.
В январе 2003 г. на выборах в кнессет 16-го созыва набрала 2,15 % голосов и получила 2 мандата в парламенте. По итогам коалиционных переговоров ИБА в феврале 2003 г. была включена в состав партии «Ликуд», прекратив официально своё независимое существование. Н. Щаранский объяснил этот шаг выполнением изначально намеченной стратегии интеграции русскоязычных политиков в общеизраильские партии, в то время как возглавивший кабинет министров Б. Нетаньяху посчитал это свидетельством успешно завершившейся интеграции репатриантов из бывшего СССР, в результате которой они более не нуждаются в секторальном политическом представительстве своих интересов.