Бом Ирма
Бом И́рма (Irma Boom) (род. 15.12.1960, Лохем, провинция Гелдерланд), нидерландский графический дизайнер. Работает преимущественно в сфере дизайна книги.
В 1979–1985 гг. училась в Академии искусств и дизайна AKI ArtEZ в Энсхеде: сначала на направлении изобразительных искусств, затем перешла на направление графического дизайна. Стажировалась в Studio Dumbar, на Нидерландском телевидении, а также в Государственной типографии в Гааге, где продолжила работать после окончания академии. В 1991 г. Бом открыла собственную студию Irma Boom Office.
Уже во время учёбы И. Бом выработала выразительный экспериментальный стиль с нелинеарным расположением текстовых блоков и изображений, смешением шрифтов, стилей, материалов и техник печати, который использовала в дизайне ежегодного каталога нидерландских почтовых марок 1987–1988 гг. Этот важный для имиджа Нидерландов заказ она получила благодаря О. Оксенару, автору дизайна банкнот нидерландского гульдена. В каталоге использован японский метод переплёта: внутри на страницах, часть из которых полупрозрачные, свободно расположены текст и изображения. Дизайн вызвал неоднозначную реакцию: его новизна была оценена Оксенаром, но вызвала критику филателистов.
И. Бом зарекомендовала себя как выдающийся концептуальный дизайнер книг после выхода 2136-страничного издания «Think Book 1996–1896» (1991–1996), посвящённого 100-летнему юбилею торговой группы SHV. Данные в этой книге, напечатанной на особо долговечной бумаге, расположены в обратном хронологическом порядке, номера страниц, оглавление и указатель отсутствуют; при перелистывании слева направо боковой блок книги складывается в узор, отсылающий к полям тюльпанов; при перелистывании справа налево – в строки стихотворения нидерландского поэта Г. Ахтерберга «Болеро Равеля».
В творчестве И. Бом художественный замысел и его материальный носитель играют равную роль в разработке дизайна книги, создавая новые оттенки смысла, визуальные и тактильные ощущения при чтении. В то же время Бом отмечает социальную направленность своего дизайна: она работает не над единичными музейными экземплярами (книга художника), а создаёт макеты для выходящих крупным тиражом изданий. В 2006 г. вышла книга о художнице Ш. Хикс «Шейла Хикс: ткачество как метафора» («Sheila Hicks: weaving as metaphor»), неровный обрез которой напоминал необработанный хлопок и соответствовал духу текстильных работ Хикс. Для выставки модного дома Chanel Бом придумала книгу без использования типографской краски «Chanel: книга художника» («Chanel: livre d’artistes», 2013) об аромате «Chanel No. 5», текст и изображения в которой нанесены тиснением на мягкой белой бумаге. В книге «Цвет, основанный на природе» («Colour based on nature», 2012) об объектах Всемирного наследия она рассказала о значимости каждого места посредством цветных страниц без текста и иллюстраций, дополненных только краткой информацией. В книге «Другая дорога» («The Road Not Taken», 2000; совместно с Й. Кулевейном), где на каждой странице напечатано одноимённое стихотворение Р. Фроста, использована краска, смешанная с говяжьим бульоном; для книги «Мохообразные и лишайники Леттерью» («Bryophytes and lichens of Letterewe», 2019) о мхах и лишайниках шотландского поместья Леттерью бумага заменена фильтрами для кофе. В книге «1001 женщина нидерландской истории» («1001 Vrouwen uit de Nederlandse Geschiedenis», 2013), созданной на базе сайта о 1001 женщине, сыгравшей важную роль в истории Нидерландов, тема женственности в сочетании с силой характера раскрывалась через контраст тонкой розовой бумаги и твёрдого чёрного переплёта; при этом к переплётной крышке прикреплены ручки, позволяющие носить книгу как сумочку. Второе издание каталога собственных проектов Бом превратила в миниатюрную 800-страничную книгу «Ирма Бом: архитектура книги: книги в обратном хронологическом порядке, 2013–1986, с комментариями тут и там» («Irma Boom: the architecture of the book: books in reverse chronological order, 2013–1986, with comments here and there», 2013, первое издание – 2010). Книга «Посвящение Келли» («Hommage à Kelly», 2016), состоящая из 1216 страниц с геометрическими композициями, – дань памяти американскому художнику-минималисту Э. Келли.
Среди проектов И. Бом большое место занимает оформление каталогов выставок («Искусство в комнатах», «Kunst op Kamers», 2008; «Хелла Йонгериус: белая ворона», «Hella Jongerius: Misfit», 2010) и музейных собраний (для Музея дизайна в Цюрихе – «Every Thing Design: The Collections of the Museum of Design Zürich», 2009), других книг по искусству, дизайну («Справочник калифорнийского дизайна, 1930–1965: мастера, дизайнеры, производители», «Handbook of California Design, 1930–1965: Craftspeople, Designers, Manufacturers», 2013; «Hello World: Where Design Meets Life», 2013), архитектуре («Проект Япония: метаболизм говорит», «Project Japan: Metabolism Talks», 2011; «Рем Колхас: элементы архитектуры», «Rem Koolhaas: Elements of Architecture», 2014). Среди заказчиков Бом – Музей Бойманса – ван Бёнингена, Музей современного искусства в Нью-Йорке, фонд Prada, галерея «Серпентайн», издательства Yale University Press (London)/Bard Graduate Center (New York), NAi Publishers и др. В 2012 г. Бом создала новый логотип и графический фирменный стиль Рейксмюсеума в Амстердаме. Также занимается изучением истории книгопечатания и собиранием личной библиотеки, уделяя особое внимание книгам 16–17 вв. и 1960-х гг.
Почётная медаль Искусств и наук ордена Оранье-Нассау (2012).