Иоаннисян Ашот Гарегинович
Иоаннися́н Ашо́т Гареги́нович (арм. Աշոտ Գարեգինի Հովհաննիսյան; Ашот Гарегинович Ованнисян, Ашот Гарегинович Оганесян) [5(17).6.1887, г. Шуша Елисаветпольской губернии, ныне Азербайджан – 30.6.1972, Ереван], советский и армянский историк, партийный деятель, мемуарист, академик АН Армянской ССР (с 1960). Из семьи священника.
Биография
Окончил реальное училище в Шуше (1906). Активный участник ученических марксистских кружков в Шуше, с 1906 г. член РСДРП(б). Его соратниками были будущие видные большевистские деятели Б. М. Кнунянц, В. М. Каспаров, С. М. Тер-Габриелян, А. А. Бекзадян.
В 1906–1909 гг. учился в Йенском (философия), Галльском (политэкономия) университетах. В 1913 г. в Мюнхенском университете защитил диссертацию на степень доктора философии по истории [тема: «Исраел Ори и армянская освободительная идея» («Israel Ory und die armenische Befreiungsidee»)]. Владел немецким, французским и латинским языками.
В 1913–1914 гг. преподавал немецкий язык и всеобщую историю в Шушинской армянской семинарии. В 1914–1917 гг. преподавал всеобщую историю, политэкономию, латинский и немецкий языки в духовной семинарии Геворгян (Георгиевская духовная семинария) в Вагаршапате. В семинарии создал подпольный кружок, членом которого был в том числе и А. И. Микоян.
После закрытия семинарии перебрался в Шушу, где в июле – сентябре 1917 г. издавал газету «Нецук» («Опора») – орган местного комитета РСДРП(б). В своих публицистических статьях отстаивал идею осуществления социалистической революции. В октябре 1917 г. участвовал в 1-й конференции большевиков Закавказья в Тифлисе (ныне Тбилиси). В конце 1917 г. по предложению С. Г. Шаумяна переехал в Баку, где заведовал отделом культпросвещения и школ Бакинского совета и редактировал армянскую газету «Банвори хоск» («Рабочее слово»).
После падения Бакинской коммуны и оккупации Баку британскими войсками уехал в Москву. В 1918–1919 гг. заведующий издательским отделом Комиссариата по армянским делам, созданного при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР, параллельно профессор Лазаревского института восточных языков. В 1919–1920 гг. заведующий армянской секцией Народного комиссариата просвещения РСФСР. Весной 1920 г. редактор армянской газеты «Банвори крив» («Борьба рабочего») в Ростове-на-Дону. В июне – декабре 1920 г. заведующий информационным отделом представительства Народного комиссариата иностранных дел РСФСР (миссия Б. В. Леграна), участвовал в переговорах с правительством Армянской республики о завершении военных действий между РСФСР и Арменией и занятии Красной Армией спорных областей – Зангезура, Карабаха и Нахичевани.
С декабря 1920 по сентябрь 1921 гг. народный комиссар просвещения Армянской ССР. Подписал указы о признании армянского языка государственным в республике, ликвидации неграмотности, открытии государственного издательства, создании Культурно-исторического института в Эчмиадзине, Музея революции в Эривани (ныне Ереван). Наряду с А. Ф. Мясниковым способствовал возвращению из эмиграции деятелей армянской культуры и науки. Редактор газеты «Коммунист» (Ереван, 1920–1921).
Генеральный секретарь ЦК КП(б) Армении (16 июля 1922 – 6 июля 1927), член ЦИК СССР, ЦИК ЗСФСР и ЦИК Армянской ССР. Делегат XIII съезда РКП(б) (1924) и XIV съезда ВКП(б) (1925), ряда съездов Коммунистической партии Армении. Руководил идеологической работой в рамках борьбы против Армянской апостольской церкви и некоммунистических партий (главным образом – партии «Дашнакцутюн»). 2 октября 1923 г. по личному указанию Иоаннисяна в Эривани была сформирована Комиссия по расформированию на территории советской Армении ячеек партии «Дашнакцутюн». Комиссия создала Бюро по ликвидации партии «Дашнакцутюн», председателем которого 17 октября был утверждён А. С. Бакунц. Комиссия и Бюро стремились склонить как можно большее количество рядовых дашнаков к массовому выходу из партии.
Наряду с политической, занимался научной деятельностью. Профессор и заведующий кафедрой ленинизма и истории армянского народа Эриванского народного (с 1923 государственного) университета (1921–1926). Редактор журнала «Норк» («Новь») (1922–1927), вокруг которого собрал представителей науки и культуры Армянской ССР.
В 1927–1928 гг. сотрудник Публичной библиотеки в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1928–1937 гг. работал в Москве. Заведующий кабинетом международных отношений Института К. Маркса и Ф. Энгельса (1928–1931). Заместитель директора Научно-исследовательского института этнических и национальных культур народов Востока СССР при ЦИК СССР (1931–1934). Член президиума и директор Московского отделения Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК) (1934–1937), заместитель директора Института истории АН СССР (1936–1937). Член Общества историков-марксистов.
8 июля 1937 г. арестован, 13 июля того же года исключён из ВКП(б). Обвинялся в поддержке дашнаков, проведении националистической политики, подрывной работе во всех отраслях народного хозяйства Армении, сотрудничестве с Великобританией и развёртывании активной контрреволюционной работы по подготовке отторжения Армении от СССР. В 1937–1941 гг. находился под следствием в Ереване. 9 июня 1941 г. Военной коллегией Верховного Суда СССР осуждён по статьям 67 и 68 Уголовного кодекса Армянской ССР на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. В 1941–1943 гг. находился в ссылке в Коми АССР, в 1943 г. в г. Янгиюль Ташкентской области Узбекской ССР. В 1943 г. освобождён по состоянию здоровья и благодаря письму-просьбе деятелей науки и культуры г. Ереван на имя И. В. Сталина. В 1943–1948 гг. жил в г. Кировакан (ныне Ванадзор), работал по договору в институте истории и литературы АН Армянской ССР.
В 1954 г. реабилитирован. В 1954–1972 гг. в Институте истории Академии наук Армянской ССР: старший научный сотрудник (1954–1961), заведующий Отделом Новой истории (1961–1972). Доктор исторических наук (1955; тема диссертации: «Очерки истории армянской освободительной мысли»).
Основатель научной школы, среди учеников – академик АН Армении (1996) Л. А. Хуршудян, член-корреспондент АН Армении (2000) А. С. Гамбарян, доктора исторических наук В. А. Дилоян, Г. М. Казарян, Н. Б. Саруханян.
В 1967 г. на студии телефильмов «Ереван» был снят посвящённый Иоаннисяну документальный фильм.
Научные труды
А. Г. Иоаннисян считается патриархом советской армянской историографии. Заложил основы исследования с марксистских позиций таких тем, как история национально-освободительной мысли и пророссийской ориентации армянского народа, установление советской власти в Армении, армянский вопрос, армянская диаспора, история партии «Дашнакцутюн» и др.
Первые научные труды учёного увидели свет в журнале Эчмиадзина «Арарат». В 1920-х гг. подготовил ряд работ по истории революционного движения («Майское восстание», 1923; «Наши перспективы и ленинизм», 1926), вопросам общественно-политической истории Армении («Дашнакцутюн и война», 1924; «Кризис наций», 1925; и др.).
В 1950–1960-х гг. опубликовал работы по различным сюжетам истории Армении 13–18 вв. [«Движение тондракийцев в Армении», 1954 (на рус. яз.); «Фрик в свете исторической критики», 1955; «Историческое значение писаний Маштоца», 1962].
В исследованиях о жизни и деятельности армянского писателя, публициста, революционера-демократа М. Л. Налбандяна («Налбандян и его время», 1955–1956; и др.) подробно рассмотрел основные общественно-политические течения в армянской действительности 1850–1860-х гг., их цели и практическая деятельность, разногласия и методы борьбы, а также прослеживается их дальнейшая эволюция спустя столетие.
В «Очерках истории армянской освободительной мысли» (1957–1959) проанализировал эволюцию армянской освободительной мысли от периода раннего Средневековья до Нового времени. Автор не ограничился изложением армянских освободительных идей, охарактеризовав социальную среду, в которой они возникали; рассуждал об иллюзиях деятелей армянского освободительного движения и о причинах разворота социальных связей и надежд на национальное освобождение в сторону России после тщетных переговоров с Европой.
В 1920-х и 1960-х гг. написал цикл воспоминаний о видных армянских партийно-советских и культурных деятелях 1920–1930-х гг., которые имеют важное значение для объективного понимания того периода. Большая их часть издана в книге «Воспоминания и характеристики» («Հուշեր և բնութագրումները», 1969).
Редактор документального сборника «Армяно-русские отношения. Первое 30-летие XVIII века» (Т. 2. Ч. 1–2. Ереван, 1964, 1967). Член редколлегии и главный редактор 8-томного академического издания «История армянского народа» (Ереван, 1967–1981).
Заслуженный деятель науки Армянской ССР (1961).
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1985, посмертно).
Награждён орденом Ленина (1967).
Был женат (с 1944) на Айцемник Амазасповне, урождённой Тер-Хачатрян (псевдоним – Урарту) (1899–1974), скульпторе, народном художнике Армянской ССР.
Похоронен на Центральном городском кладбище «Тохмах» в Ереване.
Личный архив Иоаннисяна хранится в Матенадаране – Институте древних рукописей имени Месропа Маштоца.
В 2012 г. к 125-летию Иоаннисяна в Армении была выпущена почтовая марка. Имя Иоаннисяна носит основанный в 2014 г. негосударственный институт гуманитарных исследований в Ереване.
Известен также старший брат А. Г. Иоаннисяна – Акоп Гарегинович Иоаннисян (1875–1941), доктор философии (Ph.D.) по химии (1903), ректор Эриванского народного (с 1923 государственного) университета (1922–1930), Эриванского (с 1936 Ереванского) медицинского института (1930–1936). Репрессирован, скончался в ссылке.